Неделя Крестопоклонная


Сегодняшний воскресный день знаменует седмицу, которая именуется Крестопоклонной. История возникновения литургической практики выноса креста именно в это время относит к началу VII века, а именно — к 614 году, к временам ирано-византийской войны. В тот год персидский царь Хосрой II со своим войском осадил и взял Иерусалим, захватив древо Креста Господня и забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию. Хосрой был очень опытным политиком и военноначальником, несколькими годами позже он чуть было не взял в союзе с аварами и славянами Константинополь. Только по прошествии 12-ти лет византийский император Ираклий I смог одержать победу над персидским царем и освободить Иерусалим. Император собственноручно внес Животворящий Крест обратно в город, а рядом шел вызволенный из плена патриарх Захари. С того момента Иерусалим стал праздновать годовщину возвращения Креста Господня.

Первое время этот праздник был локализоваванный, продолжительность Великого поста не было фиксированным, а богослужебный устав только формировался. Однако с годами появляется обычай во время поста праздничные дни, если они в своем календаре попадают на будние дни, переносить на субботу, или воскресение, дабы не нарушать молитвенного и покаянно настроя посреди недели. Тогда же праздник Креста Господня сместился, а позже и закрепился, за третьим воскресным богослужением Великого поста.

Крестопоклонная седмица также называется «Преполовением четыредесятницы», она осмысляется как необходимая мера духовной поддержки постящимся. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Также многие толкователи Священного Писания сравнивают Крест с райским древом жизни, или с древом, которое положил Моисей среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования по пустыне к Земле Обетованной, но смысл всегда единый — Крест для христианина есть главное оружие и животворящая сила, помогающая во всем, как говорил апостол: «слово о Кресте, погибающим юродство есть, а спасаемым нам, сила Божия есть» (1Кор 1:18).

Задаваясь вопросом «какой пример являют муки Богочеловека на Кресте?», или «в чем заключается живоностное свойство Крестного древа?», стоит лишь посмотреть в глаза Тому, Кто изображен на Кресте, и прислушаться к стихирам праздника, в которых говорится: «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов». Взирая на Крест и вспоминая страдания Сына Божьего за все человеческие грехи, страшно помыслить жаловаться на какой-либо дискомфорт или усталость от поста на пути к Нему. В сегодняшнем евангельском чтении были такие слова, произнесенные Христом: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24). В чем же заключается пример этого крестоношения? Иисус Христос не говорит, что принимает страдания ради своего божественного человеколюбия, или что хочет ввести человечество в метафизическое пространство потерянного рая, Он говорит, что «Я сошел с небес, чтобы творить волю пославшего Меня Отца» (Ин 6:38) и перед непосредственно крестными страданиями, в Гефсимании Он произносит: «Да будет воля Твоя» (Мф 26:42). Исполнение воли Божией в нашем мире, невзирая ни на какие препятствия, ни на какие трудности, страдания и самою смерть, – это и есть крест в понимании Церкви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *