«Антипасха». Неделя о Фоме.

Во вторую неделю по Пасхе Христовой на божественной литургии Святая Церковь в евангельском чтении вспоминает момент, когда апостол Фома усомнился в Воскресении Спасителя, о котором ему говорили прочие ученики…

Этот отрывок из евангелия от Иоанна очень известен, особенно казавшийся на первый взгляд очень скептическим монолог Фомы, из-за которого в народе до сих пор существует нарицательное «Фома неверный»: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не иму веры» (Ин 20:25). Через восемь дней ему явился Христос во плоти, и апостол опытно убедился в Его Божественном Воскресении, но Церковь более всего занимает именно фрагмент из зачала, являющий читателю/слушателю образ ученика Христова, который в Него не верит, пока Сам Учитель не выполнит череду его требований, так называемых «доказательств» воскресения. 

Апостолы после событий на Голгофе «страха ради иудейска» (Ин 20:19) запирались в горнице и не только Фому, но и многих других тоже овладевали сомнения, к примеру Церковь в Светлый Понедельник вспоминала двух учеников шедших в Эммаус, которых воскресший Христос обличил за неверие и косность сердцем (Лк 24:25). Если бы не было этих сомнений — не было бы и отречения учеников от своего Учителя, их оставления Его, которое произошло во время Его крестных мук. Но когда прочие ученики засвидетельствовали Господа Воскресшего, Фоме было недостаточно их искренних и радостный слов, он буквально отказывается им верить, пока сам не прикоснется ко Христу. Фома действительно предстает как «неверный». Однако, вдумчивое восприятие этого евангельского отрывка открывает христианину апостола как человека искреннего и предельно честного, и именно от того он не стеснялся говорить о своих мыслях, как здесь, так и две недели назад, когда Христос только отправься в Вифанию воскресить Лазаря, Фома промолвил: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11:16).

Апостол Фома не должен представать перед слушающими этот евангельский отрывок как пример маловерия. Многие проповедники говорят, что этим усомнением ученик Христов показывает очевидную истину, что христианин обязан сомневаться: сомневаться в себе, сомневаться в своем переживании Бога, в своей вере в Бога, и в этом нет абсолютно никакого греха, ибо вера не есть доверчивость.

Это воистину очень важная тема. Когда верующий, то ли от равнодушия, то ли от страха, оказывается несомневающимся, не задающими вопросы Богу, тогда он обманывает сам себя. Бог ждет вопросов от тех, кто считает себя сопричасником лону Его Церкви. Ему не нужны благочестивые «марионетки», Он действительно ожидает любых вопросов и готов отвечать на них. Чем, может быть, искусительней, соблазнительней, но, по сути своей, честней будет этот вопрос к Богу, тем ощутимей будет ответ Бога на него. Бог не отвергает сомневающегося. Потому что чем более Он развеет сомнений, тем более Он приблизит к Себе того сомневающегося ранее.

И евангелист, на примере апостола Фомы, призывает каждого христианина ответственно и осмысленно идти за Христом, жить во Христе, размышлять о Христе, а не любить и верить в Него безумно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *