Неделя о самаряныне

Максим Суворов «Беседа Христа с самарянкой»

Со дня Пасхи Христовой Святая Церковь в течении трех недель продолжает напоминать в своем Евангельском повествовании, читаемом на воскресном богослужении христианам события, напрямую связанные со Светлым Христовым Воскресением. Первая неделя прямо посвящена Пасхе, вторая же — воспоминанию о том, как уверовал святой апостол Фома, третья — как Христу послужили праведные Иосиф и Никодим, как пришли на  Гроб жены-мироносицы и увидели сперва Ангела, а потом Воскресшего Господа. Последующие же недели празднование Пасхи продолжается, но евангелист уже повествует о событиях, происходивших до самого распятия. На прошлой неделе вспоминалось чудесное исцеление расслабленного, а сегодня, на богослужении знаменующем седмицу называемую «О самаряныне», Святая Церковь вспоминает обращение самарянки к вере в Иисуса Христа как Спасителя. И, как бы то ни было, и эти события несут в себе символичиеский смысл Воскресения Христова.
На сегодняшнем воскресном боослужении читалось Евангелие от Иоанна, в котором Иисус Христос «утрудившись от пути» (Ин 4:6) остановился у колодца близ Самарийского города, называемого «Сихарь» (Ин 4:5). Тогда подошла к колодцу девушка-самарянка почерпнуть воды, и между ней со Спасителем завязывается разговор, который преобразует собой становление/преображения человека в исповедующего Иисуса Христа как Господа и Сына Божия. Видно, она часто посещала этот колодец, чтобы наполнить свой сосуд необходимым количеством воды. Также и всякий приходящий в Храм Божий, подобно ей, оставляя на время жизненную суету, приходит напитаться духовной пищей, получаемой от общих молитв и Святых Христовых Тайн на литургии. Она встречает Христа, что знаменовало ее духовное преобразование, это был своего рода переломный момент — перерождение, — с которого в ее душе появляется чувствование необходимости приобщения к Нему. Так же и христианин, празднующий Пасху Христову, встречающий Воскресшего Сына Божьего, преобразившего человеческую природу в нетленную для жизни вечной, будет и далее устраивать свою жизнь радостными чувствованиями собственного спасения. Когда Спаситель спрашивает самарянку о ее муже, она отвечает, что «…нет у меня мужа» (Ин 4:17), тем самым соглашаясь со следующими словами Божественного Учителя о том, что «у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин 4:18). Но дело тут не в мужьях: в это место заложен образ искренности перед Богом, когда человек, приняв Иисуса Христа как своего Спасителя, открывает перед Ним всю свою душу, тем самым преобразовывая самого себя, как, например, по-настоящему исповедуясь в своих грехах, верующий дает обет перед Богом исправиться и жить в каком-то смысле по-новому. После же этого, у девушки появляется духовный интерес и она задает Христу богословский вопрос, на который сразу получает удовлетворяющий ее ответ: «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин 4:23). И в этом же моменте евангелист показывает еще одну ступень становления человека в Вере Истинной: после встречи с Богом и покаяния перед Ним появляется рвение, стремление больше Его познать, от того и возникают такие вопросы, и это естественно для каждого.
После этого диалога самарянка отправляется в свой город, чтобы всем рассказать — проповедовать Сына Божьего, преобразившего всю ее до ныне жизнь. Подобно и этому каждый христианин должен распространять полученную радость Воскресения Христова в храмовом пространстве на область бытовую, жизненную, делясь этой радостью с ближними своими.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *