29 июня. День памяти преподобного Тихона Калужского

Калужская земля благоговейно хранит память о своих заступниках, которые и по своей смерти не оставляют место своего спасительного подвига и помогают всем к ним приходящим и молитвенно обращающимся. Одним из таких пре­по­доб­ный Ти­хон Медын­ский, Ка­луж­ский чу­до­тво­рец, память которого празднуется Свято Церковью, жил в XV ве­ке. Пред­по­ла­га­ют, что он был ро­дом из «ма­те­ри го­ро­дов рус­ских», то есть из Ки­е­ва. 

В юно­сти он при­шел в Моск­ву и при­нял ино­че­ский по­стриг, по пре­да­нию, в Чу­до­вом мо­на­сты­ре. Через неко­то­рое вре­мя, по люб­ви к уеди­не­нию, инок Тихон, стремясь к более строгой подвижнической жизни и к стяжанию чистой непрестанной молитвы, возгорелся желанием удалиться из многолюдного монастыря. И, взяв благословение у настоятеля, он покинул столичную обитель. После долгих поисков в непроходимых лесах между Калугой и Медынью, на правом берегу небольшой речки Вепрейки, ревностный подвижник обнаружил исполинский дуб, в дупле которого и поселился. Место, выбранное им для уединения и подвигов, было безлюдно, «пустынно» и располагалось в 20 км от Калуги и в 17 км от города Медыни. Именно поэтому позднее Преподобного стали именовать Медынским, Калужским чудотворцем.

За многие годы, проведенные вдали от людей в строгом подвижничестве, Преподобный очистил свою душу от греховных страстей и достиг глубокого душевного мира. Пребывая в постоянном бдении и непрестанной молитве, совершая тяжелые монашеские подвиги, он смог стяжать по благодати Божией «плоды духа: любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23).

ак «не может укрыться город, стоящий наверху горы» (Мф 5:14), так не смог скрыться от людей и святой отец наш Тихон. Как повествует монастырское предание, спустя время о месте его жительства и славных подвигах узнали окрестные жители. О необычном лесном отшельнике начала распространяться молва. Вскоре к нему стали приходить за духовным советом и утешением люди, неся свои скорби и житейские тяготы. Одновременно с этим около Преподобного собирались ученики, привлекаемые его подвижническим житием. С благословения смиренного старца они стали селиться рядом с ним. Одним из первых учеников святого отца был преподобный Никифор, впоследствии основатель Спасской пустыни (Спасо-Воротынского монастыря), что в устье Угры.

Однажды владелец Медынских земель князь Ярослав, сын Владимира Андреевича Храброго, разъезжая во время охоты в лесу, неожиданно встретился с преподобным Тихоном и его учениками. Упрежденный злонамеренными слухами и, не желая, чтобы в его вотчине образовалась монашеская обитель, он с гневом повелел отшельнику немедленно удалиться с княжеских владений. Смиренно перенося поношения и угрозы, угодник Божий молился за обижающего его князя, зная из духовного опыта, что «зло можно победить только добром» (Рим 12:21). В довершение оскорблений, подстрекаемый диаволом и распаленный гневом, Ярослав замахнулся плетью на святого отца. Но произошло удивительное чудо. Внезапно сила Божия, которая «в немощи совершается» (2Кор 12:9), остановила поднятую руку разъяренного князя, сделав ее неподвижной. Напуганный этим наказанием, Ярослав раскаялся в своем грехе, испросил прощения у преподобного Тихона и по его молитвам получил духовное прозрение и телесное исцеление. Вразумленный свыше, преложив гнев на милость, князь теперь сам стал усердно умолять святого старца устроить в его владениях иноческую обитель и обещал снабжать ее всем необходимым. Помолившись, преподобный Тихон принял предложение Ярослава. Невдалеке от исполинского дуба он вместе со своими учениками срубил небольшую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, а также построил несколько простых келий. В скором времени братия расчистила землю от леса, обнесла поляну деревянным забором, обработала землю под огороды. Так началась внешне суровая, но духовно благодатная иноческая жизнь новой святой обители на Руси, именуемой впоследствии Тихонова пустынь.

Свято-Тихонова Пустынь

О внешности преподобного Тихона Калужского сохранилось свидетельство в «Иконописном подлиннике», под 10 апреля: «Преподобный отец наш Тихон, начальник монастыря Богородицына, иже на Калуге, подобием надсед, брада аки Власиева, ризы преподобнические и в схиме». Интересно, что иконописное изображение святого Тихона полностью совпадает с описанием внешности этого угодника Божьего, записанного в 1842 году со слов крестьянки Александры Григорьевны Жалновой, вдовы из села Богородицка, Калужской губернии. Эта больная женщина, будучи парализованной, в течение 12 лет лежала на кровати и никогда раньше не видела иконописного изображения святого Тихона Калужского. 15/28 июня, накануне дня памяти Преподобного, он сам явился Александре Жалновой. Она увидела идущего к ней старца невысокого роста, худощавого, с небольшой седой бородой; «он был одет в черное длинное одеяние, на голове его – подобие круглой шапочки, на которой вышиты зеленые крестики». Старец исцелил расслабленную, сказав ей, что зовут его Тихон преподобный из пустыни и живет он в 17-ти верстах от Калуги.

Преподобный Тихон, «просиявший жития святостью», дожив до глубокой старости, украшенный сединами возраста и мудрости духовной, давно желал переселиться в обители небесные. И вот 16/29 июня 1492 года настал этот долгожданный день. Лежа на смертном одре, первый игумен Тихоновой обители попрощался со своими учениками, дал им последние наставления и благословения, и мирно отошел ко Господу. Душа благодатного старца перешла в иной лучший мир, чтобы вкусить плоды своих земных трудов, предстоять пред престолом Божиим за братию обители и за всех, кто с верой будет обращаться к нему в молитве…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *