«Кто ны разлучит от любве Божия?» (Рим 8:35), — как ни сегодня, в день празднования памяти иконы Божией Матери Боголюбской, эти слова вновь находят свое видимое проявление, потому что Богородица всегда была и будет самой большой помощницей и ходатайницей перед Господом за всякого молитвенно испрашивающего от Нее милости. Не зря на некоторых иконографических образах Пресвятой Девы можно заметить изображение звезды Давида, которая в своей символике содержит смысл единства/единения Бога в лицах Пресвятой Троицы (один треугольник звезды, направленный вершиной вниз) и человеческой природы, сотворенной по Божию подобию и от этого тоже имеющей в себе три начала — дух, душа, тело (другой треугольник, вершиной направленный наверх), и это единение, к которому призван каждый, Матерь Божия поддерживает, всячески помогая и сохраняя верующего в лоне Церкви Христовой, тем самым подтверждает слова апостола и доказывает, что ничто земное, никакие ужасные условия не могут разлучить человека от Божией любви, потому что она не привязана к материальности всякой вещи этого мира. Города и страны всего христианского мира хранят множественные истории о избавлении от иноплеменников, прекращении распрей, войн, эпидемий по молитвенной помощи Небесной Заступницы. Вокруг каждой иконы как бы драгоценным кружевом бесконечно вьется прославление этого образа всвязи с многими чудотворениями, исходящими от этого образа. И история Боголюбской иконы являет этому большой пример для всего русского народа.
В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный по прданию евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.
Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений. За свою историю Благовещенский собор сохранил три образа Боглюбской, которые также очень чтимы прихожанами испрашивающими и получающими от Пресвятой Девы Её богатую Милость.