2 августа. День памяти пророка Илии

Имя Илии-пророка знакомо каждому, это связано с массой народных преданий, которые сформировались в своей исторической перспективе в т.н. преданиях, связанных с грозой, с тем что пророк в день своей памяти явится грозой и дождём, что он строгий и наказывает всякого нечестивого и т.п. Между тем, пока фигура Илии пророка приобрела такие по своему роду фольклорные черты, она сохранила огромную важность для иудейского народа, а впоследствии — для всякого христианина. 

Как известно, книг Илии пророка нету по сравнению с прочими пророками и это неслучайно, потому что он своим делом, фактом своего бытия утверждал веру в Единого Бога — в Яхве, которого  забывали в израильском народе тогда; единственная информация, свидетельствующая о пророке, есть только 3-й и 4-й книге Царств. Илия-пророк жил, пророчествовал на рубеже VII-VI вв до Р.Х., во времена израильского царя Ахавы из Сидонского царствующего дома. 

Он потрясал далеко не русских людей, в Израиле очень рано сложился отдельный культ пророка Илии. Например, в обряде обрезании ставилось отдельное седалище для пророка, т.к. его присутствие (пусть даже и незримое) казалось неотъемлемым в таинстве единения нового человека с его народом, с его Верой; также и на пасхальном сидере всегда чаша вина ставилась на стол, из которой никто не пил, она была предназначена для пророка.

Илия в своем жизненном пути явил настоящий образец преданности Богу. Он был одним из странствующих аскетов, которых на все века было много по всему миру. Но отделяло ото всех его неприкаемое доверие Богу, он был назореем, носил — подобно Иоанна Предтече — кожаный пояс на чреслах своих и милоть, которая потом досталась его ученику — пророку Елисею. В IX в., после разделения Иудейского царства, для того чтобы евреи меньше тянулись к Иерусалиму, местные жрецы воздвигали свои святилища. И из-за подобных автономий иудейский народ стал сильно удаляться в своем внутреннем осмыслении от истинной Веры и Бога, предпочитая Ему своего местного. 

Когда царь Ахав женился на сидонской принцессе, в Израиле было забыто поклонение Единому Богу из-за широкого к тому времени распространения тех самых языческих святилищ. Это отхождение объясняется тем, что поклонение Баалу требовало от человека лишь совершения определенных ритуальных обрядов, но не требовало нравственного перерождения, что являлось более простым в исполнении по сравнению с Единым Богом, который требует от человека постоянного совершенства и стремления к Нему. Когда же народ отошел, Бог посылает Илию к царю сказать, что Он заключает небо, и не будет дождей доколе не будет поклонения Истинному Богу. Пророк объявляет об этом, и наступает страшная засуха на несколько лет. Через некоторое время посланник божий вновь приходит к царю и призывает собрать весь народ на гору для принесения жертвы и поклонения Единому Богу, но с неким условием, требующим чтобы языческие жрецы принесли свою жертву, а Илия — свою, и чьим богом жертва будет принята, тот есть истинный. Далее на страницах Священного Писания разворачивается известный сюжет, как на горе Кармил языческие жрецы приносят жертву Баалу, Илия — Единому Богу, и перед лицом всего народа и царя Израиля пророк божий одерживает победу над жрецами тем фактом, что их жертву их бог не принял, а жертву Илии Бог возжег не смотря на то, что пророк попросил облить водой дрова для попаления. Таким образом была вновь восстановлена единая Веря для поклонения Истинному Богу. 

Как известно, Илия знаменит и многим другими чудесами, но что отличает его от прочих множественных угодников Божьих — он не познал смерти. Он вознесся на огненной колеснице на Небо живым, то есть его пророческая миссия в пространстве материального мира не закончена, только один праотец до него удостоился такого же окончания своего земного пути — Енох. Многие толкователи отводят этим двум лицам ту миссию, которую описывает книга Откровения, в моменте, когда придет Антихрист, появятся два мужа «не знающие смерти» и станут своей проповедью обличать его, призывая людей, чтобы не прельщались им. 

Проповедь и земной путь пророка Илии являет огромный пример настоящего доверия Богу, такое доверие даже можно называть истинным, потому что даже когда весь израильский народ был склонен к язычеству, пророк все равно находил в себе силы и только своим упованием на Божию помощь смог возратить потерянных овец к своему истинному Пастырю и Отцу. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *