6 августа. День памяти благоверных князей Бориса и Глеба

Благоверные князья Борис и Греб — первые канонизированные родоначальники русской святости. В русской церковной истории страстотерпчество имеет отдельную яркую страницу, наполненную огромным количеством широко известных прославленных имен в лике святых: ныне вспоминаемые Борис и Глеб, а также князь Игорь Черниговский, который был убит татарами; Юрий Владимирский был подобно неповинному агнцу зарезан в Орде; князь Михаил Тверской тоже пострадавший в Орде; князь Михаил Черниговский был убит клевретами и предателями из числа близких себе людей; Андрей Боголюбский; Василий Ростовский и многие-многие другие. В своей исторической перспективе эта «эстафета» перешла к Николаю II и его семье, который также был предан и пострадал от руки собственного народа. 

Как бы то ни было, но отношение и чувствование жертвенного страстотерпческого подвига на протяжении всей истории менялось много раз по мере возрастания скептических настояний в научных и духовных кругах. От того в настоящее время в глазах соотечественников можно заметить даже некое осуждение князя Глеба, который был в родстве с правящей болгарской семьей и, если бы не его подвиг, в перспективе своей политики мог бы продвинуть Русь в один ряд с главенствующими европейскими странами, или, к примеру, множественные разговоры и споры по поводу канонизации царской семьи и т.п. Обращая на это внимание, как правило, упускается один главный тезис: канонизирует/причисляет к лику святых не человек, который рисует нимб над тем или иным прославленным — причисляет к лику святых сам Господь Бог, а человек лишь это констатирует. 

Наверное, самым чистым и благоговейным народом в этом плане остаются только славянские братья — сербы, так как они на собственном опыте знают, что победа и поражение в своем осмыслении очень часто меняются местами, и выигравший проигрывает, а проигравший — выигрывает. Например, князь Лазарь Хребелянович, полководец ключевого сражения для истории этого народа — Косовской битвы, перед боем получил откровение от Бога, сказавшего ему: «Либо ты победишь и будешь иметь царство земное, либо ты проиграешь и будешь иметь Царство Небесное», и Лазарь избрал Царство небесное. Так же и государь Николай II не вынимал меча из ножен, хотя мог и умел, но смерился под крепкую руку Божию. 

И первые в этом ряду были Борис и Глеб, которые тоже имели большую физическую силу и могли дать отпор своему брату-предателю Святополку, но предпочли принять земную смерть, земное поражение, дабы снискать высшую Победу на Небесах. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *