12 августа. Воскресный день.

Что для человека есть самое дорогое? Наверное, у каждого свой ответ на этот вопрос. И ответ этот будет зависеть от того, чем человек вообще живет: у человека семейного — семья/дети, преемство поколений, сохранение рода; у человека уделяющего весомую часть соей жизни работе — то, что можно приобрести или достичь посредством своего опыта или заработанного ресурса; у интеллектуала — идея и наследие… Однако все воплощения этой названной «дороговизны» погружены в пространство человеческого бытия — материального мира. 

Страницы же Священного Писания повествуют, что не должно взгляду останавливаться на какой-то вещи или идее, приковывающей сознание к зацикленной в исторической перспективе жизни земной/материальной. 

Сегодня на воскресной литургии в читаемом евангельском зачале Иисус Христос обращается к каждому христианину с притчей, в которой Царство небесное сравнивает с Царем, который захотел сосчитаться с рабами. Сюжет этой притчи очень известен. Царь, требуя у своих рабов отчета, обнаруживает, что один должен ему десять тысяч талантов, это, к слову, в переводе на современные мерки 160 килограмм золота. Понятно, что у раба в принципе не может быть такого огромного количества талантов. Именно поэтому Христос употребляет столь баснословные цифры в своей притче, символически показывая как любой человек в своем стоянии перед Богом не имеет никакой возможности расплатиться за свое поврежденное грехом бытие. Далее в притче Царь решает продать и раба и его семью в рабство, пока тот не отдаст долг, но человек упал перед своим Господином и стал умолять Его потерпеть, обещая заплатить за все. И вдруг Царь, видя, что должник хочет совершить невозможное, отпускает его, прощая ему весь долг, и этим действием наносит огромный урон своей казне, т. к. недостающие задолженности там так и не появятся. Здесь необходимо обратить внимание, что прощение было дано после того, как раб признал справедливость этого долга, а не из-за надежды Господина на то, что таланты будут все-таки возвращены; так же и в настоящее время на таинстве Исповеди приходящему отпускаются грехи только тогда, когда он сам их засвидетельствовал перед Крестом и Евангелием. В этом эпизоде символически изображается искупительный подвиг Спасителя, в котором заключается освобождение всякого виновного, потому Невинный платит по долгам. И это цена всякого прощения, о котором говорит Христос — невинное страдание за виновного.

Вторая же часть притчи имеет в себе более трагичные оттенки, потому что прощенный раб, радуясь своей свободе, находит своего приятеля, который так же задолжал ему, но задолжал всего сто динариев, по сравнению с долгом Господину, эта сумма в пятьсот тысяч раз меньше. Но должник не смог вернуть ему их и тоже стал умолять его, чтобы тот повременил, но прощенный уже не захотел прощать и даже бросил его в тюрьму до тех пор, пока динарии не будут возвращены. Царь же узнал об этом и, меряя суд той же мерой, какой этот человек воздал своему должнику, предает его на мучения в тюрьму, пока он не отдаст всего долга. Завершается притча словами: «Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф 18:35). 

Безусловно, притчу пронизывает тема прощения, в которой раскрывается, что истинная справедливость Божественна и несравненна с тем, что под этим словом подразумевает человек, не мыслящий о прощении Божественном. От того в истории видно, что когда человек стремится осуществить свою названную справедливость, в мире только возрастает жестокость, войны и многие гонения. С этой притчей сильно коррелируется фраза Спасителя из другой притчи: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк 16:9), Феофилакт Болгарский толкует этот стих, что всё, что имеет человек в этом мире, ему не принадлежит — это есть «богатство неправедное», дарованное человеку Богом, от того он и должник перед Ним, и как через свое «неправедное богатство» будет судить человек человека, так же его будет судить и Бог. 

Однако не столь легко простить — в настоящей притче получаемое от Бога прощение открывает, что́ стоит грех — невозможно представить, как дается прощение превосходящее всякую справедливость, не видя Сына Божия распинаемого на кресте. Прощение дается дорогою ценою — кровью Христовой, но приходит через это прощение знание греха и покаяние, открывающее Царство Небесное, от того самое ценное о чем должен памятовать каждый было произнесено Висящим на кресте: «Боже, прости им, ибо ведают, что творят!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *