Из-за того, что Благовещенский собор за всю свою историю ни разу не закрывался, за его стенами сохранилось много различных святынь, из числа которых старинные резные образы Святителя Николая, образ Спасителя в темнице, икона Пафнутия Боровского с подлинным его посохом, иконы Божией Материя Казанская, Тихвинская, Боголюбская и многие другие образы святых. Но есть один образ, который по некоторым элементам своей композиции сильно выделяется из прочих иконографических произведений — это образ Божией Матери Ченстоховская, память которой Святая Церковь празднует в сегодняшний воскресный день и 19 марта.
История относит этот образ к числу тех 70-ти икон Богородицы, которые написал апостол Лука. Когда Царица Елена в Иерусалиме обрела Крест Господень, местные христиане в благодарность подарили ей этот образ. Через несколько столетий икона с великой честью была перевезена галицко-волынским князем Львом Даниловичем в Россию и помещена в Белинском замке под ведением православного духовенства.
Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю князю Владиславу Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз. Уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся тогда на татарское войско вредоносная мгла заставила их снять осаду замка и удалиться в свои пределы. Заступница Небесная в сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую. Основав в 1352 году монастырь на Ясной горе — (горе «свидения» — так ее называли за множество происходивших там чудес), князь Владислав перенес в него чудотворную святыню, вверив ее на хранение монахам Паулинского ордена.
Позже, во время войны Швеции и Польши, король Карл Х Густав, взяв Варшаву и Краков, потерпел поражение под Ченстоховским монастырем на Ясной горе. Помощь и заступление Царицы Небесной ободрили поляков, а король Ян Казимир, возвратясь во Львов, обнародовал манифест, по которому поручал свое государство покровительству Божией Матери, называя Ченстоховский Ее образ «Польской Королевой». Война со шведами в 1656 году закончилась для Польши успешно.
Этот образ до сих пор хранится в Ченстоховском монастыре в Польше, его почитают и православные и католики, отчего существует два варианта его иконографии: оригинальный и русский, написанный Санкт-Петербургской иконописной школой, именно этот образ хранится в Благовещенском соборе, а оригинальный список, врученный вначале XIX века русскому генералу Сакену ченстоховскими монахами, можно увидеть в Казанском соборе в Санкт-Петербурге.
Преподобный Серафим Саровский пророчески говорил, что перед этой иконой нужно молиться за царя. Это проявилось 19 марта 1917 года: совпав с днем празднования памяти Ченстоховского образа Божией Матери, Священный Синод РПЦ постановил перестать молиться за Царя, а молиться за Временное Правительство, назвав его благоверным. И, теперь можно сказать, что Россия стала на путь погибели в тот день, когда перестала открыто молиться за Царя. Посему, восстановить престол Православных Царей должно молитвой пред Ченстоховским образом Божией Матери, потому что эта икона предназначена для рода Царского с тех самых пор, когда святая равноапостольная Царица Елена обрела Животворящий Крест Господень 6/19 марта 326 года.