Воскресное богослужение 23 сентября

В воскресный день 23-го сентября в Благовещенском соборе была совершена литургия Иоанна Златоуста, возглавленная настоятелем протоиереем Дмитрием Орловым, ему сослужили протоиерей Алексей Кузин и иерей Евгений Кузнецов. 

На богослужении было прочитано евангельское зачало, в котором апостол и евангелист Матфей повествует о том, что Иисус Христос, удалившись в «страны Тирские и Сидонские» (Мф 15:21), встречается с женщиной-язычницей, которая следует за ним и просит, кричит Ему, моля, чтобы Он исцелил её беснующуюся дочь. Но Христос не обращает на неё внимания. Тогда уже апостолы обращаются к нему со словами «отпусти ее, потому что кричит за нами» (Мф 15:23), и в этот момент, момент между Спасителем и этой женщиной разворачивается диалог, который ряд святых отцов считает по своей символике ключевым для домостроительства индивидуального человеческого спасения: «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф 15:24-28). 

Жители этой страны были не простыми язычниками. Из всех видов язычества там практиковалось самое страшное: с убийствами детей, с развратом, который совершался в храмах, и со многими другими страшными вещами, о которых Священное Писание нам говорит, как о последнем пределе нечистоты и злочестия.

И вот Господь отказывает этой язычнице в Своем милосердии. Но не потому, что Он немилосердный! А потому что Он должен пробудить в человеке чувство своего недостоинства. Когда она признала, что принадлежит к людям недостойным и все-таки продолжала умолять о снисхождении. Он увидел, что вместе с нечестием, воспринятым ею от своих предков, в душе ее жила глубокая вера. И тогда молчание Христа было нарушено.

Этот случай в жизни Господа актуализируется в среде каждого приходящего в Храм Божий. Тайна молчания — Богооставленности, когда человек к Нему взывает, когда простирает руки и которому кажется, что Небеса его не слышат. «Боже мой, Боже мой, для чего Ты меня оставил?» — вопиет псалмопевец. Ведь Христос, умирая, Сам повторял эти скорбные слова. И сама тайна безмолвия Божьего раскрывается в этом диалоге Христа с женщиной. Александр Мень пишет, что «…Очень часто может казаться людям, что Господь безмолвствует. И вот молчание Христа, к которому обратилась женщина хананеянка, наводит нас на мысль о том, что в этом безмолвии есть смысл. Конечно, мы не можем проникнуть в тайну Божию. Очень часто, когда нам кажется, что Господь не отвечает, Он ждет чего-то от нас. Он ждет от нас, чтобы мы признали свое недостоинство, чтобы мы ощутили смирение перед Ним. Потому что мы часто от Него требуем, и требуем с уверенностью, как будто Он обязан нам дать, обязан откликнуться на каждую просьбу, иногда и безумную»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *