Воскресный день 21 октября. День памяти святых отцов VII Вселенского собора

В нынешний воскресный день Святая Церковь совершает память святых отцов VII вселенского собора. Этот собор состоялся в 787 году всвязи с ересью иконоборчества и осмыслению иконопочитания в целом. 

В настоящее время любой православный храм имеет множество икон различных почитаемых святых, к которым приходят на поклонение верующие. Однако, в середине VIII века все было сильно иначе, потому что иконопочитание в сознании тогдашнего верующего было сопряжение с идолопоклонством. Из-за такой логики организовывались множественные гонения на иконопочитателей, уничтожались любые иконы и не допускались никакие изображения Бога и святых. Стоит отметить, что такой всплеск гонений на иконопочитателей связан с сильным влиянием религии Ислама, в котором полностью запрещается изображение каких-либо религиозных образов, а мечети изнутри оформляются лишь орнаментами и цитатами из Корана. 

Иконопочитание в IV и V веках вошло во всеобщее употребление в христианской Церкви. По церковному учению, почитание икон должно состоять в почитании лица, изображенного на них. Такого рода почитание должно выражаться благоговением, поклонением и молитвою лицу, изображенному на иконе.

Но в VII веке к такому церковному учению стали примешиваться неправославные взгляды на иконопочитание, особенно у простого народа, который, вследствие недостаточности религиозного образования, по большей части придавал внешности и обрядности в религии главное значение. Смотря на иконы и молясь перед ними, люди необразованные забывали возноситься умом и сердцем от видимого к невидимому и даже мало-по-малу усвоили убеждение, что лица, изображаемые на иконах, не отделимы от икон. Отсюда легко развилось поклонение собственно иконам, а не лицам изображаемым, — развилось суеверие, граничащее с идолопоклонством. Естественно, что появились стремления уничтожить такое суеверие. Но, к несчастию Церкви, задачу уничтожить суеверие приняла на себя гражданская власть, отстранив духовную. Вместе с суеверным почитанием икон, гражданская власть, под влиянием также и политических соображений, стала уничтожать иконопочитание вообще и произвела, таким образом, ересь иконоборческую.

VII Вселенский собор

Одну из ключевых ролей в деле спасения иконопочитания сыграл Иоанн Дамаскин, который написал для константинопольских граждан первое свое сочинение в защиту икон, начинающееся так: «Сознавая свое недостоинство, я, конечно, должен был бы хранить вечное молчание и довольствоваться исповеданием своих грехов пред Богом. Но, видя, что Церковь, основанная на камне, обуревается сильными волнами, я не считаю себя вправе молчать, потому что больше боюсь Бога, чем императора. Напротив, это-то меня и возбуждает: потому что пример государей может и подданных заразить. Мало людей, которые отвергают их несправедливые указы и думают, что и цари земные состоят под властью Царя небесного, Которого законам должны повиноваться». Затем, сказав, что церковь не может погрешать и подозреваться в идолослужении, подробно рассуждает об иконах, выражаясь между прочим: «Я дерзаю делать изображение Бога невидимого не так, как Он существует в невидимости, но как Он открывался нам», и изъясняет места Ветхого Завета, значение слов «изображение» и «поклонение», приводит места святых Отцов, и в заключение говорит, что «поставлять определения о делах веры могут только вселенские соборы, а не цари».

В свете этого в 787 году был собран VII Вселенский собор, на котором была низложена ересь иконоборчества святыми отцами-богословами, память которых совершает Святая Церковь сегодня, и благодаря которым в храмах по сей день через тысячу лет находятся иконы, фрески и прочие изображения Бога и святых. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *