Воскресный день 25 ноября.

В нынешний воскресный день на божественной литургии в Благовещенском соборе было прочитано зачало из Евангелия от Луки, в котором Спаситель, раскрывая суть любви к Богу и ближнему, рассказывает одному законнику известную притчу «О добром самарянине»: 

Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. (Лк 10:30-35)

Прошло почти уже две тысячи лет с тех пор, как Христос рассказал эту притчу, однако, и сегодня видно, как многие люди либо попадались, либо продолжают попадаться разбойникам, не только телесным, но также и духовным. Как и всякая евангельская притча, он наполнена глубокими символическими смыслами, сопрягаемыми с человеческой жизнью. Разумеется, можно попасть в заблуждение, видя равнодушие того священника, который прошел мимо лежащего едва живого человека, израненного разбойниками. Существует популярный неверный комментарии о том, что уж если священник не проявил жалости к несчастному человеку, то что можно ожидать от кого-либо другого? Однако Евангелие говорит вовсе не о немилосердном священнике, а упоминаемые в нем Иерусалим и Иерихон – это не земные города. 

Иоанн Златоуст объясняет, что человек, попавшийся разбойникам – Адам и весь род человеческий. Иерусалим – это рай, вечное счастье и радость, а Иерихон – это земной/материальный мир. Здесь Иерусалим означает восхождение, подъем, а Иерихон – схождение вниз, падение. Так, из-за своего непослушания Адам был изгнан оттуда, где были вечные счастье и радость, и сошел в земной мир, в земную жизнь, к разбойникам, а кем, как не демонами ада, могли быть эти разбойники? Эти разбойники ограбили Адама, отобрав у него то чувство радости и счастья, которое у него было в раю. Но и на этом они не остановились, они нанесли ему раны, изранили его – это означает, что они швырнули его в бездну тяжких грехов, потому что как рана разрывает тело, точно так же и грех ранит человеческую душу.

Священник, который прошел мимо израненного человека и не проявил никакой жалости к несчастному, это священник старого, ранее действовавшего закона, священник Ветхого Завета, который не мог ему помочь – не мог спасти, ибо не имел в себе Божьего дара милости. Вот почему в полном смысле этого слова он и не мог называться священником, потому что завету милости, что принес Господь Иисус Христос, еще только предстояло раскрыться. Моисей, и Аарон, и иудейские первосвященники не могли спасти мир от рабства этих разбойников – демонов ада. Левит, который проходил мимо вслед за священником и который поступил таким же образом – оставил раненного человека там, где он лежал, – был пророком Ветхого Завета, который не мог помочь человеку, то есть спасти его. А левит – слово пророческое. Они, по промыслу Божию, пришли для ухаживания за израненным разбойниками, но, не будучи в состоянии исцелить его, прошли мимо. Когда у них не было силы восстановить лежащего, идет самарянин, который символизирует Христа. «Самарянин» – значит «страж», который сжалился и перевязал раны, воздевая масло и вино. В символическом смысле повязки означают повеления Христа, елей – святое миропомазание, вино – таинство веры: «Этими тремя врачуются наши душевные раны. Что говорим, знают новонаставляемые», — говорит Иоанн Златоуст. Своим ослом Христос называет тело, которое Он принял для нас от пренепорочной Девы. Он посадил на Своего осла израненного разбойниками, так как, по пророку Исаии, «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис 53:4). «Привез его в гостиницу», т. е., в святую церковь; и заботился о нем сначала сам. «А на другой день, отъезжая», т. е., после святого воскресения, «вынул два динария, дал содержателю гостиницы». Святитель говорит, что содержатель гостиницы — апостол Павел, поставленный во главе Церкви из язычников; он назван содержателем, потому что всех принимает, и всех влечет к спасению. Христос после Своего воскресения, вынув два динария — Ветхий и Новый Завет — дал содержателю гостиницы и сказал позаботиться о нем; «тебе вручаю народ языческий, израненный самыми жестокими разбойниками; только заботься о нем; и что издержишь лишнее, то Я отдам тебе, при Своем возвращении». «При втором Своем пришествии, когда приду судить живых и мертвых, при возвращении Своем, Я отдам тебе то, что ты издержишь лишнего», как и сам Павел говорит: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим 4:7).

Заканчивает Иоанн Златоуст свое размышление над этой притчей словами: «Да будет, чтобы и нам всем получить такой венец, по благодати и человеколюбии Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *