О Рождественском посте 

28 ноября начинается установленный многие века назад пост, который готовит и приводит к празднику Рождества Христова. Он существовал еще в первые века жизни Христианской Церкви, однако, только на соборе 1166 года было положено хранить пост в течении сорока дней. Рождественский пост — зимний пост, «он служит освещением последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова», — пишет Лев Великий и объясняет, что пост есть жертва Богу за собранные во время года плоды. Также в своем символическом смысле пост изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А сейчас же, постясь сорок дней, человеку дается возможность принять живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщиться Его Божественной плоти. И чтобы с чистой и горячей душой встретить явившегося в мир Младенца, чтобы кроме обычных даров и жертв принести свое чистое сердце и желание следовать Ему, устанавливается пост, который дает возможность очиститься покаянием и молитвою. 

Конечно, пост сам по себе успокаивает человека и позволяет ему с искренней радостью встретить грядущий праздник. Воздержание, которое, как всякая аскетическая практика, сопряжено с самопознанием, сослуженном ближнему и Богу. Но с другой же стороны, получается, что такой пост направлен только лишь на человека и его чувствования. Да, конечно, для всякого радостно после долгого воздержания от какой-то пищи вновь ее попробовать, но, получается, здесь радость не о пришедшем Сыне Божьем в мир. В этом случае постящийся уподобляется римским патрициям, которые помирали от скуки, не зная чем себя развлечь, оттого подолгу ничего не ели, чтобы вновь легендарные паштеты из соловьиных язычков покушать с наслаждением. И, рассуждая над этим, необходимо обратить внимание на то, что в богословии стоит в центре темы поста — покаяние. Именно покаяние, осознание собственной греховности, шаги к исправлению — таковой должно быть ключевой идеей поста. Однако, если обратить внимание на прочие посты, к примеру, Великий Пост — самый строгий, заставляет человека задуматься, что каждым своим грехом он в ответе за пролитые капли крови на Распинаемом, или однодневные посты — среда и пятница, которые напоминают человечеству о самом большом в мире предательстве и страдании. Рождественский же пост, по сравнению с ними, может показаться чем-то безобидным. И, тем не менее, он есть. Дело в том, что праздник Рождества Христова с течением времени стал воспринимаем в первую очередь своей торжественностью, сопрягаемой с прочими зимними праздниками, однако, существует и другая сторона, которая поистине трагичная, как свойственно постному настроению — покаянная. 

Само пришествие в мир Сына Божьего связано не только с тем, что человек был готов к радостной Его встрече и принятии Его новых истин, это связано еще с тем, что грех по всему миру стал настолько велик, что человек уже не имел возможности какого-либо исправления, и в этот момент на землю приходит Тот, кто Своей крестной смертью приносит себя в жертву, дабы искупить все грехи людские, чтобы человек обрел то утерянное единение с Творцом. И, как можно вспомнить, рождается Он в холодной пещере посреди зимы. Только пришедший в мир Сын Божий лежит в яслях, которые являются своего рода кормушкой для местного скота. Он лежит в них рядом со своей Материю, и Его окружают не радостные люди, а бессловесные младшие братья людей — животные, ангелы Его славят и большая звезда сияет над вертепом. И вот, в этом приходит в мир Тот, Кто пришел за него пострадать, чтобы его же спасти. Страшно подумать и представить высоту такого смирения перед «гостеприимстовм» человечества, омывшего место прихода Спасителя кровью вифлеемских младенцев. «Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»(Фил 2:7-8), — сказано в Священном Писании.  Взирая же на такое Рождество, конечно, надобно думать лишь о покаянии, принеся которое через сорок дней, не уподобиться тем людям, а с чистой душой и горячим сердцем встретить Сына Божьего. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *