13 декабря. День памяти апостола Андрея Первозванного

Имя апостола Андрея наиболее значимо для русского народа, потому что предкам современного русского человека  древним славянам, пребывавшим в глубоком язычестве, он первым насаждал семена Веры Христовой.

До того как встретиться со Христом, он и будущий апостол и евангелист Иоанн Богослов был учеником Иоанна Крестителя, который указал им на Спасителя словами се Агнец Божий вземляй грехи мира (Ин 1:29). Тогда они двоем обратиться к Спасителю с вопросом: Равви, – что значит: учитель, – где живешь? Пойдите и увидите (Ин 1:38–39), – отвечал Христос. Они пошли за Ним и увидели Его дом, скромное жилище плотника из Назарета. О чем беседовали в этом домике будущие апостолы с Господом, для нас остается тайной. Но после сказанного Учителем Божественной любви им уже незачем стало возвращаться на Иордан, где проповедовал учитель покаяния – Предтеча Господень. Андрей поспешил к своему старшему брату Симону, чтобы поделиться с ним великой всерадостной новостью: Мы нашли Мессию, что значит: Христос (Ин 1:41). Он повел брата к Иисусу, и Сердцеведец Господь приветствовал того словами: Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Ин 1:42). Это было предвозвещение славы первоверховного Апостола – камня во утверждение Церкви Христовой.

Пройдя за Божественным Учителем и видя Его множественные чудеса, случая Его Слово, им все еще не хватало веры, поэтому таким жестоким горем, отчаянием и «страхом иудейским» стало для них Распятие Иисусово, пока не явился им Христос Воскресший. Сын Божий обещал верным ниспослать Утешителя, Которого Я пошлю вам от Отца, Духа истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне… Дух истины наставит вас на всякую истину (Ин 15:26, 16:13). Это обетование сбылось в день Пятидесятницы – схождением на апостолов Духа Святого в виде огненных языков. Так избранники Христовы обрели полноту веры, надежды и любви; прежде они были только рядом с Сыном Божиим; теперь Бог Дух Святой был в них самих, обитал в их душах. С таким Неизреченным Спутником они уже могли отправляться на великую духовную ловитву: идти в дальние языческие страны с проповедью Истины Христовой, основывать Церкви Божии и привлекать людей к Царству Небесному.

Много проповедовал святой Андрей в Таврии (Крыму), основал христианскую общину в Херсонесе (близ современного Севастополя); поныне сохранилась память о том месте, где вышел на берег Первозванный Апостол. Святыни Херсонеса особенно дороги русским православным сердцам – в храме этого города более тысячелетия тому назад крестился просветитель Русской земли святой равноапостольный князь Владимир.

Во время своего третьего, самого дальнего и последнего земного путешествия Первозванный Апостол Андрей побывал на просторах Великой Скифии, которая впоследствии стала Русской землей. Благовестник плыл по Днепру (греческие географы называли эту реку Борисфен), остановился для молитвы на холмах, где впоследствии возник город Киев, воздвиг там крест и, исполнившись пророческого духа, предрек:

– Видите ли горы сия? На них воссияет благодать Божия и град велик имать бытии, и церкви многи имать Бог воздвигнути.

Это место стало одной из главных святынь русского народа: на холме, где Первозванный Апостол некогда провозвестил просвещение Руси, был воздвигнут великолепный храм, к которому устремлялись потоки паломников.

Углубившись в земли Скифские, святой Андрей дошел до селения, впоследствии ставшего городом Новгородом; этот путь благовестника как бы обозначил будущие северо-западные границы православной Руси. Там апостола удивил обычай местных жителей морозной зимой выскакивать из жарко натопленных бань на снег, чтобы остыть. 

От будущего Новгорода святой Андрей повернул на юг, по древнему Янтарному пути дошел до Рима, а оттуда пошел в сужденную ему апостольским жребием Ахаию. Местом последних земных подвигов и мученической кончины Первозванного последователя Христова стал греческий город Патры.

Имя первого из призванных Христом Спасителем учеников – Андрей – означает «мужественный». Святой Андрей явился доблестным последователем Господа своего, пронесшим благую весть о Кресте и Воскресении по далеким и жестоким языческим странам.

Всюду, где проходил с проповедью Первозванный Апостол, он воздвигал крест – знамение непобедимой победы Христовой над грехом, смертью и адом. Иисус Сладчайший научил Своих апостолов побеждать демонскую и человеческую ненависть Божественной любовью. Святой Андрей вполне постиг эту духовную науку наук: от призвания и до кончины вслед за Вочеловечившимся Сыном Божиим он нес крест добровольной нищеты, скитаний и страданий во имя вечного спасения людей.

Подвиг Первозванного Апостола увенчался величайшей честью: в крестной смерти он стал подражателем Христа и, распятый за Него, взывал к Богу Спасителю: Господи Иисусе Христе! Не попусти мне быть снятым с креста, на котором я повешен за имя Твое, но прими меня, Учитель мой, Которого я познал, Которого исповедую, Которого желаю видеть, чрез Которого я стал тем, что есмь!.. Прими мя, Учитель Благий, и не ранее повели мне быть сняту со креста, как примешь дух мой!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *