Предпразднование Рождества Христова

Заканчивается Рождественский пост.

Для кого-то он был длительным, для кого-то холодным, а кто-то вовсе переосмыслил все свое мироустройство, дабы встретить пришедшего в мир Младенца-Спасителя с чистым сердцем и искренней радостью. Миновал также и шумный праздник Нового года, несколько пошатнувший постные настроения. Наверное, правильно, что по нынешнему (Григорианскому) календарю этот в чем-то искусственный праздник выпадает перед Рождеством, потому что в такой момент перед постящимся возникает некое предпразднественное искушение: какой праздник предпочесть? Новый год, или Рождество? И выбор из этого может быть ключевым для целостного восприятия пришедшего в мир Христа. А может и вовсе отторжения, потому что пост подобен небольшому каналу, который ведет ко дворцу, в котором плывущих ожидает торжественное празднество. Но до него необходимо доплыть, поэтому, выходя на берег отдохнуть/повеселиться, не просто возвращаться обратно к вёслам.

Оттого в литургической жизни Церкви существует такое понятие как предпразднование. Смысл этого слова понятен, однако, восприятие такового на личностной почве не заходит дальше удивления о поющихся на канонах с Введения во Храм катавасиях «Христос рождается, славите». Если же обратить внимание на прочие песнопения и богослужебные чтения в последние дни поста, то можно обнаружить, что они все пронизаны идеей ожидания уже приходящего в мир Спасителя. Более того, в них раскрываются более глубокие смыслы о Его пришествии: Сын Божий принимает человеческую природу, чтобы, прийдя в этот мир, пострадать и искупить все человеческие грехи. Го́споди Бо́же мой, рожде́ственное пе́ние и предпра́зднственную песнь Тебе́ воспою́, рожде́нием Твои́м Боже́ственным возрожде́ние даю́щему мне и к пе́рвому мя благоро́дию возводя́щу, — написано в одном из тропарей. Каноны же вовсе тождественны пасхальным, несущим в себе смысл Искупления и Воскресения, — в каноне предпразднества есть такой ирмос: «Не диви́ся ны́не, о Ма́ти, ви́дящи я́ко Младе́нца, его́же из чре́ва пре́жде денни́цы роди́ Оте́ц: возста́вити бо и сопросла́вити челове́ческое па́дшее естество́ приидо́х я́вственно, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющее» — а вот ирмос из из канона Пасхи: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Оба песнопения поются на один и тот же напев «Волною морскою», сопрягая два смысла: покаяние о падшем человеческом естестве и чаянную радость об Искуплении. 


И как бы ни были по-своему торжественны богослужебные тексты еще до наступления Рождества, они все же остаются в контексте поста, напоминая слушающему и читающему их, что вместе с волхвами, несущими ладан, смирну и злато, он должен принести Родившемуся свое покаяние. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *