Неделя о Страшном Суде

Настоящая седмица именуется Мясопусной, ее предваряет Воскресный день — Неделя о Страшном Суде, на литургии которой читалось евангельское зачало о Страшном суде Христовом. Сей суд называется страшным потому, что на нем окончательно и навеки решится человеческая судьба. Страшной она окажется для тех, которые будут поставлены на суд ошуюю Христа. В присутствии всех Ангелов и святых Господь назовет их проклятыми и отошлет от Себя на вечную муку, уготованную диаволу и его ангелам. Невозможно себе представить сейчас это будущее вечное мучение грешников. На основании учения Христа, Апостолов и святых отцов можно только сказать, что оно превзойдет в несравненной мере все страдания, которые приходится переживать людям на земле. Эти адския мучения будут одинаково тяжки как для тела, так и для души. Душа будет вечно испытывать тоску, а тело мучиться в вечном адском огне и нескончаемой адской тьме. Страдания эти особенно будут увеличиваться от истязаний и злорадства бесов.

И, безусловно, такое напоминание христианам на последней недели подготовленная к Великому посту так же связывается с побуждением к покаянию, через которое станет возможным наследовать жизнь вечную и блаженство праведников. Правда, Господь не скрывает, что немногие унаследуют это блаженство: «Узкая врата и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Мф 7:14), однако, не виноват ли сам человек в этом. Его спасение всегда в его руках, и Господь всегда содействует каждому маленькому шажку человека к нему: «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим 2:2). 

В прочитанной на воскресной литургии притче сказано, что лишь количество добродетели спасает человека, но не всякая добродетель обусловлена чем-то добрым, — всегда, к сожалению, может найтись место эгоизму и меркантильности. Поэтому ключевой основой для всякого спасительного доброго делания должна быть любовь. 

Апостол Павел на любовь к ближним, как и на всякую истинную христианскую добродетель, смотрит, как на плод Святаго Духа, когда говорит в послании к Галатам: «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23). Вот какая любовь к ближним поставит человека одесную Бога во время страшнаго суда. Эту любовь Павел в первом послании к Коринфянам называет самым великим даром Святаго Духа, венцом всех христианских добродетелей. Следовательно, спасет та любовь к ближним, которая имеет за собою всю полноту христианской церковной благодатной жизни. Отсюда вполне будут понятны слова Христа: «о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, Аще любовь имате между собою» (Ин 13:35). 

Оттого, мысленно созерцая страшный суд Христов, должно стараться приобретать все христианския добродетели, чтобы иметь истинную благодатную любовь к ближним, за которую человек удостоиться услышать на этом суде радостные и вожделенные слова Спасителя и Бога: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф 25:34)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *