6 февраля. День памяти Ксении Петербургской

Город Санкт-Петербург по-своему удивителен и притегателен в первую очередь тем, что он совсем не похож на все прочие русские города. Его прекрасный модернистский стиль, который так поэтично нашел свое отражение в среде Серебряного Века, совсем не согласуется с ортодоксальностью русской души, которая так сильно тяготеет к чему-то постоянному и настоящему. На Руси был царь — царя упразднил Петербург, явив вместо него императора; был патриарх — и его этот город на 200 лет заменил Священным Синодом; была славянская культура, которая выделяла русского человека среди прочих — ее Петербург заместил новыми в то время различными веяниями из Европы. Но есть Городе на Неве одна жемчужина, которая притягивает людей со всех концов необъятной Русской Земли. В небольшой часовенке на Смоленском кладбище находится могила блаженной Ксении Петербургской, возле нее можно постоянно увидеть благочестивых паломников, денно и нощно приходящих с молитвою ко святой, испрашивая ее помощи и заступничества. 

Непростой путь блаженной Ксении известен всем хорошо. Ее жизнь очень сильно изменилась после кончины мужа. Семья была богатой, благополучной, процветающей, между супругами царил мир. Андрей Феодорович, обладавший на редкость красивым голосом, занимал видное место среди придворных певчих – это давало ему и солидное общественное положение: по «табели о рангах» он имел звание полковника. Муж пел в храме, а дома вместе с любящей женой перед родовой иконой благодарил Господа за ниспосланную им мирную счастливую жизнь. И вот, как гром с ясного неба, – внезапная, скоропостижная кончина Андрея Феодоровича.
Сейчас трудно понять ужас Ксении при мысли о том, что ее любимый супруг не просто скончался, а ушел в иной мир без соборования, без последней исповеди и Причастия. Благочестивая Ксения хорошо понимала, какой страшный путь в том ином мире предстоит ее мужу, застигнутому внезапной смертью. По утверждению святителя Григория Богослова, составляя единую плоть, истинные супруги имеют и единую душу. Этот-то второй – и высочайший смысл установленного от Бога Таинства Брака и воплотила своим житием блаженная Ксения Петербургская. 

Ксения отреклась от звания и богатства, и более того – от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой крестный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительной любви к ближнему. 

Когда в день похорон мужа Ксения надела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз и в таком костюме пошла провожать его гроб, родственники мужа и знакомые Ксении решили, что смерть Андрея Феодоровича помрачила ее сознание. Они весьма сожалели о ней. Ксения же, как потерявшая рассудок, утешала их говоря: «Андрей Феодорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла». Так началось ее скитание по улицам Петербурга.

Днем Ксения, как безумная, бродила по городу, а на ночь, укрываясь от глаз людских, выходила за город, в поле, и там пребывала в молитве, попеременно кладя поклоны на все четыре стороны света. В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно».

Вскоре окружающие стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется глубокий смысл. Замечали, если Ксения просила что-нибудь, это было знаком грядущей невзгоды или беды для того, у кого спрошено и, наоборот, если кому подавала, то получателя в скором времени ждала нечаянная радость.

Во дворцах и особняках столичного Петербурга велись богохульные разговоры, «прожигала» жизнь и дралась на дуэлях дворянская «золотая» молодежь. Какой чужой, какой чуждой этому развращенному вельможному городу, не знавшему и не желавшему знать о великой своей святой, была отряхнувшая его прах со своих ног блаженная Ксения. Не мудрым и сильным несла она лучезарную свою святость, а простым людям: извозчикам и ремесленникам, мещанам и купцам, бедным вдовам и сиротам. Нет, не задуманному Петром I «новому Амстердаму» просияла душа смиренной праведницы, а сокровенному граду святого Апостола Петра, возникшему вопреки замыслам строившего здесь свою столицу императора.

Сокровищницу духовных поучений являет житие блаженной Ксении Петербургской. Это урок настоящей Божественной любви, которую стяжала праведница через самоотверженную заботу о душе родного ей человека: любовь к ближнему уравнивай с любовью к самому себе, а если хочешь совершенства, то последнюю приноси в жертву первой – и это будет для тебя залогом вечного блаженства, – говорит преподобный Максим Исповедник.
На вдохновенную любовь, которой пламенело сердце блаженной Ксении Петербургской, откликнулся русский народ столь же великой любовью. Ни презрение российского «высшего общества» и «образованного слоя», смотревших на почитание блаженной Ксении как на «глупость темного простонародья», ни позднейшие потуги большевиков преградить доступ к ее могиле не могли отвратить сердца простых людей от любимой святой. В течение двух столетий не оскудевал поток стремившихся поклониться великой праведнице и по теплой вере своей получавших от нее благодатную помощь. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *