Слово на Неделю о блудном сыне

«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Слушая богодухновенные тексты Священного Писания во время богослужения на вечерних и на утренних службах, как и на сегодняшней литургии, мы соприкасаемся с учением Иисуса Христа, Который определил и дал человеку новое видение и новое отношение к Богу, которое регламентированно не жесткими рамками Синайского законодательства, а любовью к Нему и Ближнему. Если просто сравнить заповеди данные Богом Моисею и заповеди блаженства, пронесенные Сыном Божиим на нагорной проповеди, становится даже для самого простого обывателя понятно, что они имеют между собой кардиальные отличия. И эти отличия заключаются как раз именно в том, что восхождение к Богу (или пребывание с Ним, как в Ветхом Завете) определяются в одухотворении внутри сознания и духовного составляющего каждого человека в отличие от тех норм этих отношений, которые определяются 10-ю заповедями, данными Моисею. Безусловно, это не просто противопоставление, известный богослов Владимир Николаевич Лосский говорит о том, что заповеди блаженства раскрывают сакральный смысл заповедей Синайского законодательства, оттого можно говорить о том, что в верующий человек в Ветхом завете общался, или пребывал в лоне божественного покровительства только лишь потому, что он исполнял данный диакон, который определяя 10-ю заповедями. Но сказанное Иисусом Христом являет человеку совершенно новое восприятие Бога, которое (как уже было сказано) заключаются не в теме закона и его соблюдения — причем жесткого соблюдения, потому что некоторых нарушителей закона Моисеева предавали казни посредством побиения камнями, — а в теме любви, где человек своим естественным, или эмпирическим, если вам угодно, опытом, отношения к ближнему и Богу, декларирует Ему свою приверженность. Но, так или иначе, практически невозможно найти человека, который нашел бы в себе силы в течении всей своей жизни соблюдать все 9 заповедей, данных Иисусом Христом. Оттого их и 9, чтобы человек имел возможно явить свою любовь ближнему или Богу, хотя бы в чем-то: в чистоте сердца («блаженны чистии сердцем» (Мф 5:2)), в милостыне («Блажении милостивии»(Мф 5:7)).. 

И, если вспомнить, отношение с Богом человек для себя в этих заповедях определят отношение к другому человеку, или ближнему. Но от того может возникнуть вопрос: каким видеться в глазах Божиих любой человек, который хочет находится во славе Его бесконечной Любви, которую в современных реалиях визуально являет Святая Церковь. И Господь Иисус Христос отвечает на этот вопрос притчей «О блудном сыне», которую сегодня предписывает для чтения богослужебный устав. 

Вспомним ее основной сюжет:

Евангелист Лука(как и прочие евангелисты) повествует о том, что жил на свете один человек, у которого было два сына и, в какой-то момент один из сыновей обратился к нему с такими словами: «отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение» (Лк 15:12). На понятийный аппарат современного человека Антоний Сурожский переводит следующим образом: «Отец, я знаю, что сейчас тебе принадлежит все то имение, которое мы разделим с моим братом после твоей смерти. Но мне сильно надоело тебе служить, поэтому давай представим, что ты уже умер и дашь мне ту часть имения, которую я должен наследовать от тебя». Безусловно, такое обращение сына к отцу сильно и глубоко оскорбляет и огорчает последнего, однако, он, сдерживая свою обиду, разделяет свое наследство и отдает часть имения сыну. И, как мы, дорогие братья и сестры, можем помнить, тот отправляется в «сторону далекую» (Лк 15:12), где на протяжении какого-то временного промежутка растрачивает полученное и остается в нищите, он был даже готов служить местному господину страны далекой, дабы иметь для себя хоть какое-то пропитание, — наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. И этот момент становится для в каком-то смысле переломным, ключевым. Блудный сын, рассуждая о произошедшем и о своем положении, решается вернуться к отцу работать в качестве наемника: «пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк 15:21-22). Слова же эти показывают, что он решается вернуться к отцу не из-за того, что ему жутко голодно, а потому что он сам переосмыслил содеянное перед отцом и осознал всю греховность и вину со своей стороны. И встал и пошел. 

Когда же его вдалеке заметил отец, он сжалился над своим сыном, бросился к нему навстречу пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. И, далее отец говорит известные слова: принесите для него лучшую одежду, дайте перстень на руку его, заколите теленка ,станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. 

Стоит обратить внимание на то, что отец не дает договорить до конца ту речь, которую задумал блудный сын, собираясь отправиться к нему, а именно ту часть, в которой он просит принять его в число наемников. То есть этим самым отец подтверждает, что ему не нужен наемник, но только сын, и это является антитезой к хозяину страны далекой, в которой животные (свиньи) живут вполне обеспеченно, их выгуливают и кормят, но люди ему не нужны, — блудный сын, впавши в грех и пребывая в стране далекой был неинтересен тому хозяину, т к ему нужен только зверь. Понятно, что отец блудного сына символически изображается в притче Спасителя Богом-Отцом, а хозяин страны далекой — дьяволом. И видно, что ни Богу, ни дьяволу не нужен человек мечущийся. Отец ясно дает понять, что ему нужен только сын, а хозяину страны далекой — зверь. И это раскрывает огромную тему вечного противостояния богочеловечества и зверочеловечества, — каждый определяет для себя с кем пребывать и своей жизнью свидетельствует приверженность к одному из начал. Изо дня в день человек по несколько раз становится перед выбором: приблизиться ли к Богу, или отступить от него. 

Далее по притче появляется услышавший звуки празднества другой сын, который с упреком обращается к отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Отец ему конечно отвечает известными словами о том что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся, но, так или иначе, становится понятно, что один из сыновей — хам и блудник — являет пример смирения и осознания своего недостоинства пребывания с Богом, но он приходит к нему, приносит свое покаяние и получает за это вознаграждение; а другой же сын, который всю жизнь был с отцом, оказывается обычно наемником, которому чуждо пребывание в лоне отцовской любви, у него есть свои интересы — друзья, с которыми он хочет повеселиться и т.д., оказывается вся его жизнь перед отцов — лицемерие. 

И тоже самое мы можем видеть и в нашей жизни. Поврежденная грехом человеческая природа не способна постоянно пребывать в стоянии перед Богом, грех постоянно принуждает от Него отступать. И поэтому Святая Церковь за всю свою 2-хтысячилетнюю историю сохраняет предания множества святых угодников Божиих, которых, имя благодатные дары от Него, делятся этим чувством и проповедуют в первую очередь покаяние. Даже проповедь Сына Божиего начинается этим словом: «Покайтесь!». Греки осмысляют это слово [метаноя] как изменение ума, однако, если обратиться к тому языку, на котором говорил Спаситель — арамейскому, — там другое слова [тшува], что буквально означает разворот. И это раскрывает смысл сказанного: покайтесь — развернитесь означает признайте, что раньше шли не в ту сторону, а в противоположную — в сторону далекую, в сторону зверочеловечества. И этот образ являет блудный сын, а обратный же образ сына-наемника также можно видеть сегодня и в ближних в самих себе. Когда человек регулярно посещает храм, может быть даже участвует в таинствах, но делает это не из-за того что любит Бога, а из-за того что у Него можно попросить что-то необходимое. И, если отношения с Богом определяются как рыночные, а не устраиваться посредством любви, человек от Него отдаляется очень далеко, хотя и локально может и пребывать с ним. И вот эта притча Спасителя учит, что лучше отдалиться, согрешить, но покаяться и вернуться к Богу, чем всю жизнь пребывать во лжи и лицемерии.

Аминь».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *