Сретенье Господне

Праздник Сретенья, это одновременно праздник дивной встречи и первой разлуки. Дивной встречи, потому что в храм, в удел Божий Единородный Божий Сын, ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть поставленным перед лицом Живого, вечного Бога, Отца Его прежде, чем мир не стал.

Одновременно этот праздник – первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий младенец мужского пола, разверзающий утробу, то есть перворожденный в семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот обычай, это правило началось еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой, спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети.

Но когда они достигли пустыни, то и до них дошел Божий глас: Ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей любимых своих младенцев были выведены вы из египетской земли, из страны плена и рабства; но как бы в воспоминание об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей, перворожденный младенец мужского пола в каждой вашей семье должен быть принесен в Храм, и Бог над ним получает власть жизни и смерти. И вот, принося Своего Младенца в Храм, Божия Матерь приносила Его в жертву Богу. Первый раз, свободно, по закону Своего народа Она отдавала Богу Рожденное от Нее. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни: Матерь Божия Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы.

Евангелии от Луки говорится: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу». Очищение по закону Моисееву предполагало, что для младенца мужеского пола достаточно было сорок дней, для младенца женского пола — шестьдесят дней. Особенно строго решался вопрос, когда дело касалось первенца, то есть первого ребенка, который, по закону Божию, посвящался Богу. Это была древняя традиция, как первинки урожая/дохода отделяли для Бога, то, что называется «решит», так и детей, первенцев посвящали Создателю на служение.

И Мария вместе с Иосифом на сороковой день приносят Младенца во храм, чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Если обратить внимание на икону Сретения, иногда на ней изображают, как в клетке приносят двух горлиц в жертву в Иерусалимский храм для очищения. Далее в евангелист пишет: «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем». В еврейском народе Симеон почитается до сих пор. Он называется Великий Симеон или праведный Симеон. Он был один из 70-ти толковников/переводчиков и христианское предание гласит, что когда он переводил книгу пророка Исаии, там были слова: «Се Дева во чреве примет и родит сына, и нарекут ему имя Эммануил». Когда Симеон прочитал в кожаном свитке этот еврейский текст, он подумал: «Наверное это описка. Если родит, то уже не дева. Как же сказано — се дева во чреве примет, если примет во чреве, уже не дева, и родит». И он взял нож, чтобы из кожаного свитка вырезать слово «алма», которое означает дева, но когда он хотел это сделать, чтобы заменить словом жена, по-еврейски «иша», вдруг в его келии появился белоснежный ангел, который остановил его руку с ножом и сказал: «Симеон праведный, ты будешь жить до тех пор, пока сам не увидишь деву, которая родит. Не повреждай текст пророка, ты увидишь сам своими глазами деву, которая родит». И, вот, Симеон живет очень долго. 

К этому времени умерли все родственники Симеона праведного, умерли все его друзья, проходило поколение за поколением, и он чувствовал себя человеком древним, который пережил всех своих сверстников, и новое поколение с трудом различалось им, это была новая культура, новое поведение. Он состарился настолько, что он устал от своей долгой жизни, это мы увидим далее, он тяготился этими многими годами жизни, потому что был ими пресыщен. «И пришел он по вдохновению в храм, и, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд». И когда Младенца внесли в храм, Симеон взял его на руки, этот человек, над которым почивал Дух Святый, вдруг понял — вот Дева, которая родила, Пресвятая Мария, вот младенец непорочный, который родился от Девы, «он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

В деле же личностного спасения каждого христианина, такое же сретение происходит тогда, когда человек впервые в жизни исповедуется, когда впервые в жизни он читает Священное Писание. Вот, уже на пороге наступает Великий Пост, и он сам по себе должен явить эту встречу со Иисусом Христом, ибо цель поста — покаяние, молитва, благотворительность, чтобы постящемуся войти в Светлую Пасху и радостно, литургически пережить свое личное Сретение с Господом, подготовившись к нему во время Великого Поста.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *