О Великом посте

Все, кто отождествляют себя с церковной средой, подчиняются одним и тем же ритмам постов. Это не рамки — это избавление от рамок. Как истончается белая рубашка от множества стирок, становясь прозрачней, так же и душа пробивается сквозь огрубевшую оболочку плоти. Она входит в пространство поста, где всё её наполняющее заметным образом обостряется; человек будто стоит перед особым зеркалом, в котором видит и чувствует себя настоящего за огромными прожженными пятнами греха. Самопознание, а после и богопознание  несёт это время. Но чтобы перейти этот рубеж — от себя к Богу — необходимо избавиться этого тянущего книзу чувства греха, словно от лишнего балласта. Имея и узнавая в себе это чувство, легко заметить, какую часть в человеке занимает оно: где был он, а где была его страсть, а значит и видно и понятно перед кем человек имеет грех. В деле покаяния ключевую роль играет правда: перед самим собой, перед ближним, перед Богом. А правда какая? — правда срывания лживых масок: «я не тот за кого себя выдавал». И, вывалив перед кем-то эту страшную правду, человек просит другого человека избавить от неё — простить.

Великий пост не только отличается, но и превосходит по строгости и чаянии все другие продолжительные посты, даже Рождественские, потому что ведет он к самому главному и центральному событию Христианского богословия — Светлому Христову Воскресению. И это не только великий Праздник, в котором Христос, пройдя через врата смерти, спас человеческую природу от владения ею грехом, но и великая трагедия, потому что человечество достигло такого падения, так далеко отдалилось от Бога, что только крестная жертва Сына Божьего смогла это искупить и дать новую возможностью единения с Богом. Человек предал Сына Божьего самой страшной и позорной смерти на кресте провозглашая: «Кровь его на нас и на детях наших!» (Мф 26:25) и тем самым взяв полную ответственность за убийство Того, Кто пришел в этот мир спасти всех людей. А Господь Иисус Христос с креста смотрел на своих распинателей и взывал ко Отцу: «Происки им, ибо не ведают что творят» (Лк 23:34). Так опустившийся в бездну греха человек взял на себя ответственность за самое страшное, что могло произойти в этом мире.

И чтобы не быть из числа тех, кто кричал «Распни его!» (Ин 19:12), но вместе со Христом пройти через врата вечной смерти и воскреснуть в новой преображенной природе, Бог дает человеку возможность через пост изменить свое греховное сознание и приблизиться к праведному. Метанойя — так называют греки изменение ума, что на русский язык переводится как покаяние, которое должно стать главной темой Великого поста. 

Обладая такой значимостью для человека, Великий пост имеет свою особенную атмосферу, которая проявляется и в богослужебной практике. Даже «Господи помилуй» на ектеньях поется особенным постным напевом, а стихиры и прочие песнопения пронизаны темой покаяния: «Изблевавше горький грех, потщимся волею желчь вкусившему угодити Христу, Крестом низложившу злоначальника», на буднях по уставу привычная литургия Иоанна Златоуста заменяется длительной литургией Преждеосвященных даров, где больше читается Псалтирь, чем поются песнопения. И вот этим особенным богослужебным покаянным настроением Церковь призывает всякого человека немного опомниться и уделить это время очищению своей души, потому что не Богу это нужно — Бог самодостаточен, самосовершенен — это нужно в первую очередь человеку, человеческой природе, потому что идя на поводу своих он больше уподобляется зверю, а Бог каждому человеку «хочет спастись и в разум истины прийти» (1Тим 2:4), поэтому благоволит и помогает все даже самые маленькие шажки на пути к Нему. 

Пост не в еде — пост в первую очередь в сознании человека. Предписывание ограничения на вкушение мясной, рыбной и молочной пищи Церковным уставом является лишь обстоятельством, которое должно послужить лишь первым шажком в пространство поста, где человеку предстоит куда большая работа над самим собой в борьбе со своими грехами и страстями, чтобы, пройдя этот непростой путь, принести Господу свое покаяние, чтобы с чистым сердцем и чаянной радостью встретить Светлое Христово Воскресение. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *