Память святителя Григория Двоеслова, Великого, Папы Римского

Рим первых веков христианства стал городом свидетелей веры, ревнителей благочестия, великих святителей. Здесь строго хранили священные догматы – словно бы воинская дисциплина Римской империи преобразилась в благую дисциплину духовную. Из Старого Рима порой звучали обличения ересей, рождавшихся в греческой среде: там долго не могли избавиться от соблазна эллинских лжемудрований, склонности к умственному блуду. В языческом прошлом Рима скрывался страшный соблазн: превращение земных владык в идолов, культ обожествленных императоров. Величие города, в котором им выпала честь святительства, ослепило разум некоторых римских епископов. Начиная со Средних веков они потянулись к мирской власти, одновременно пытаясь захватить единоличную власть во Вселенской Церкви. Объявив себя наместниками и заместителями Бога на земле, Римские Папы силились – страшно сказать – подменить собой Христа Спасителя. Первый Ватиканский собор поставил здесь окончательную точку. 

Еще на заре христианства отцы Православной Церкви, среди них – святитель Киприан Карфагенский, предостерегали римских епископов от соблазнов гордыни. Духоносные учители христианского Запада блаженный Августин и святитель Амвросий Медиоланский утверждали догмат соборности Апостольской Церкви. И их слова попрал якобы чтущий их отступнический новый Рим.

В VI веке святой Папа Римский Григорий Двоеслов, за духовную мощь прозванный Великим, отверг предложенный святым императором Юстинианом титул Римского Патриарха «Вселенский», заявив: «Если бы кто-нибудь получил такое имя, которое сделало бы его судьей над всеми, в таком случае Вселенская Церковь поколеблется в своем основании». Увы! По прошествии четырех столетий Римские Папы презрели завет великого своего предшественника.

И в Новейшие времена Рим углубляет пропасть своего отпадения. Но Православный Восток хранит память о былом величии христианского Запада. Вечным сиянием светит христианскому миру слава Старого Рима. И для русского православного народа с древности любимыми небесными заступниками явились блаженный человек Божий Алексий, преподобный Сампсон Странноприимец, святые Римские Папы – священномученик Климент, святитель Григорий Великий (Двоеслов) и святой папа Мартин Исповедник.

Вселенская Православная Церковь особо чтит святителя Григория Двоеслова – его имя связано с богослужениями Великого поста. Каждый, кто причастился Святых Таин за Литургией Преждеосвященных Даров, обращается с теплою молитвою к святителю Григорию – ревнителю церковного благочиния, сочетавшему в себе великие дарования с великим смирением.

Став Римским Папой, святой Григорий остался смиренным и кротким. Неустанно заботился он об обездоленных. Всех сирот, вдов, калек, всех неимущих людей Рима переписал по именам в особую книгу и ежедневно давал им средства на пропитание. А если случалось так, что бедного человека находили мертвым на городских улицах, святой Римский Папа одного себя считал виновником его смерти и накладывал на себя строгое покаяние.

Титул «Папа», происходящий от греческого слова «паппас» – «отец», первоначально принадлежал всем епископам. По прошествии нескольких веков христианства это почетное имя осталось лишь за Римским Первосвятителем и Патриархами древнейших Восточных Церквей, прежде всего Александрийской. Святой Римский Папа Григорий не по титулу только, но по деяниям своим являлся отцом паствы. Часто и тяжело болевший, он превозмогал телесную немощь, усердствуя в исполнении долга архипастыря – совершении богослужений, утверждении чина церковного, научении верующих истине Божией.

Перу святого Григория принадлежат вдохновенные богословские труды. Благочестивым сподвижникам святителя доводилось видеть Духа Святого в образе голубя, сходившего на него, когда он создавал свои творения. По одной из этих книг, «Диалогам о жизни и чудесах италийских отцов», святитель Григорий получил прозвание Двоеслова – то есть «диалога».

Служение святителя Григория было благодатно, сопровождалось чудесами и знамениями. Так, однажды, когда святой Римский Папа причащал в храме верных, некая женщина усмехнулась. Она сама пекла просфоры для совершения на них Евхаристии, и в ее душу закрался лукавый вопрос: как хлеб, который она изготовила собственными руками, мог сделаться Телом Христовым? Великий святитель сжалился над ее маловерием – по его молитве вид Святых Даров изменился, и все, бывшие в храме, увидели окровавленное Человеческое Тело. С трепетом стали они прославлять и благодарить Господа, и по молитве святого Григория вновь обрела Божественная Жертва вид хлеба и вина.

По примеру другого яркого светоча западной богословской мысли  блаженного Августина, святитель Григорий Двоеслов называл себя рабом рабов Божиих. Римские Папы сохранили за собой это наименование и поныне, но со времен отпадения – пустым словом, святотатственной насмешкой стал титул раба рабов, отнесенный к тем, кто силился сделаться господами господ.

И ныне, совершая память святителя Григория Двоеслова и чествуя его имя за великопостными Преждеосвященными Литургиями, должно воспринять урок его жития, урок смиренного служения Богу и ближним. И так, подражая Его милосердию и сострадательности, усердию в совершении дел благочестия, сподобиться быть причисленными к ученикам святого Григория, воспевая к нему: Научил еси стадо Христово заповедем Его: ныне же с ними радуешися и ликуешь в Небесных кровех.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *