6 августа. Память святых мучеников, благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба

Церковь сегодня вспоминает подвиг святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, первых русских святых, которые прославились почти тысячу лет тому назад. Тысяча лет – это очень и очень зримый даже в человеческом восприятии срок. И сегодня память святых страстотерпцев Бориса и Глеба для современного человека может быть, как никогда актуальна, потому что, вспоминая подвиг угодников Божиих, можно переосмыслить их жизненный путь, сверить свою жизнь с их подвигом и найти нечто полезное и нужное для себя, а может быть, через это усматривается в своей жизни и какая-то неправота своего жизненного пути.

Если современному человеку рассказать о подвиге первых русских святых, то для человека секулярного, далекого от Церкви, совершенно очевидно, их жизненный подвиг покажется нелепым. Иметь возможность приобрести княжескую власть в Первопрестольном Киеве, иметь достаток, богатство, дружину, иметь все возможности к этому – и отказаться в пользу брата. Но из храмовых стен очевидна становится простая истина: «Нет выше той любви, кто душу свою за ближнего своего положит». 

В чём же состоял подвиг святых благоверных князей? Какой смысл в том, чтобы вот так, без сопротивления погибнуть от рук убийц? Смысл в том, что всякий ученик Христов оставляется в мире для страдания, и невинное страдание в мире есть страдание за имя Христово. Преподобный Нестор-летописец называет Бориса «сообщником страсти» Христовой, а Глеб молится в последний час: «В древности Захария заколен был пред жертвенником Твоим, а ныне я заклан пред Тобою, Господи». Преподобный Нестор в своём прологе к житию вызывает в памяти всю историю искупления человечества для того, чтобы «в последние дни» ввести в Церковь народ русский как «работников единонадесятого часа». Эти работники сумели с гениальной простотой младенцев плениться образом Христа и абсолютной красотой евангельского пути. Через жития святых страстотерпцев Бориса и Глеба, как через Евангелие, образ кроткого и страдающего Спасителя вошёл в сердце русского народа как самая заветная его святыня. Святые князья-страстотерпцы по смерти становятся силой, обороняющей землю русскую от врагов: «Вы нам оружие, земли Русския забрала и утверждение и мечи обоюду остры, ими же дерзость поганскую низлагаем»,— сказано в житии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *