Суббота 10-го октября. Память преподобных Сергия и Никона Радонежских

Память преподобных Сергия и Никона Радонежских связана историей праздника собора Радонежских святых. Ис­то­рия уста­нов­ле­ния Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых вос­хо­дит к се­ре­дине XVII ве­ка. Имен­но в то вре­мя бы­ли вос­ста­нов­ле­ны пер­вые спис­ки уче­ни­ков пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, был на­пе­ча­тан «Ка­нон мо­ле­бен пре­по­доб­ным и бо­го­нос­ным от­цом на­шим игу­ме­ну Сер­гию и уче­ни­ку его Ни­ко­ну, чу­до­твор­цам». При­бли­зи­тель­но к то­му же вре­ме­ни от­но­сит­ся на­пи­са­ние ико­ны Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых. По­сле­ду­ю­щие со­бы­тия в уста­нов­ле­нии Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых свя­за­ны с име­нем мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го Филарета. В 1843 го­ду на­мест­ник Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры ар­хи­манд­рит Ан­то­ний по бла­го­сло­ве­нию и под на­блю­де­ни­ем мит­ро­по­ли­та Фила­ре­та устро­ил об­ще­жи­тель­ное от­де­ле­ние Лав­ры – Геф­си­ман­ский скит. 27 сен­тяб­ря 1853 го­да в ски­ту бы­ла освя­ще­на тра­пез­ная цер­ковь во имя пре­по­доб­ных Сер­гия и Ни­ко­на Ра­до­неж­ских. К лет­не­му празд­ни­ку об­ре­те­ния мо­щей пре­по­доб­но­го Сер­гия (18 июля по но­во­му сти­лю) бы­ла со­став­ле­на «Служ­ба пре­по­доб­ным от­цом на­шим Сер­гию и Ни­ко­ну, Ра­до­неж­ским чу­до­твор­цам. В хра­ме их, в ски­те Геф­си­ма­нии». На про­тя­же­нии XIV–XX ве­ков сло­жил­ся Па­те­рик Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры, в ко­то­рый вхо­дят бо­лее се­ми­де­ся­ти пя­ти угод­ни­ков Бо­жи­их, в том чис­ле срод­ни­ки, уче­ни­ки и со­бе­сед­ни­ки пре­по­доб­но­го Сер­гия, свя­тые ино­ки Тро­и­це-Сер­ги­е­вой оби­те­ли.

Как говорит один из известных подвижников Лавры: «Господь для того и воздвигает человеку святых угодников, чтобы подражать их жизни. Не для них самих прославил их Господь, а для людей, чтобы все могли и стремились к истинной славе святых. Они – как светильники среди темной ночи, указывающие нам путь и в сей, временной, жизни и в будущую жизнь».

Со всех уголков стекается православный народ в святую Лавру, эту духовную сокровищницу, привлекаемый сюда святостью и мудростью ее обитателей. Здесь учился он их примером, наставлениями и молитвами, как надо жить по Божьи, служить Богу в доброй христианской совести и любить ближнего искреннею любовью. Лаврские монахи как бы задавали некий эталон духовной жизни и уклада, который был созвучен характеру и настроению русского народа. Здесь можно было встретить и образцы прекрасной церковной проповеди, и высокие порывы пламенного молитвенного духа, и духовные советы старческой мудрости и рассуждения, и примеры смиренного служения страждущему и озлобленному человеку, и, наконец, опыт разумного хозяйственного устроения. Не прижились на этом месте ни формы крайнего аскетизма и обрядоверия,  ни соблазны обновленчества и экуменизма, ни прелестные искушения псевдодуховности и мистицизма. Радонежские подвижники верно держали духовный тон, своей жизнью продолжая воспевать божественную песнь, слагающуюся в стройный гимн Пресвятой Троице.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *