Память преподобных Сергия и Никона Радонежских связана историей праздника собора Радонежских святых. История установления Собора Радонежских святых восходит к середине XVII века. Именно в то время были восстановлены первые списки учеников преподобного Сергия Радонежского, был напечатан «Канон молебен преподобным и богоносным отцом нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам». Приблизительно к тому же времени относится написание иконы Собора Радонежских святых. Последующие события в установлении Собора Радонежских святых связаны с именем митрополита Московского Филарета. В 1843 году наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний по благословению и под наблюдением митрополита Филарета устроил общежительное отделение Лавры – Гефсиманский скит. 27 сентября 1853 года в скиту была освящена трапезная церковь во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. К летнему празднику обретения мощей преподобного Сергия (18 июля по новому стилю) была составлена «Служба преподобным отцом нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании». На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой Лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе сродники, ученики и собеседники преподобного Сергия, святые иноки Троице-Сергиевой обители.
Как говорит один из известных подвижников Лавры: «Господь для того и воздвигает человеку святых угодников, чтобы подражать их жизни. Не для них самих прославил их Господь, а для людей, чтобы все могли и стремились к истинной славе святых. Они – как светильники среди темной ночи, указывающие нам путь и в сей, временной, жизни и в будущую жизнь».
Со всех уголков стекается православный народ в святую Лавру, эту духовную сокровищницу, привлекаемый сюда святостью и мудростью ее обитателей. Здесь учился он их примером, наставлениями и молитвами, как надо жить по Божьи, служить Богу в доброй христианской совести и любить ближнего искреннею любовью. Лаврские монахи как бы задавали некий эталон духовной жизни и уклада, который был созвучен характеру и настроению русского народа. Здесь можно было встретить и образцы прекрасной церковной проповеди, и высокие порывы пламенного молитвенного духа, и духовные советы старческой мудрости и рассуждения, и примеры смиренного служения страждущему и озлобленному человеку, и, наконец, опыт разумного хозяйственного устроения. Не прижились на этом месте ни формы крайнего аскетизма и обрядоверия, ни соблазны обновленчества и экуменизма, ни прелестные искушения псевдодуховности и мистицизма. Радонежские подвижники верно держали духовный тон, своей жизнью продолжая воспевать божественную песнь, слагающуюся в стройный гимн Пресвятой Троице.