16 октября. Память сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского

Дионисий Ареопагит родился в городе Афинах. Получив образование в лучшей афинской школе, Дионисий не удовольствовался приобретенными познаниями и отправился в Египет изучать мудрость жрецов и особенно астрономию. В бытность свою там, он видел необыкновенное затмение солнца, сопровождавшее смерть Спасителя и сказал: «вероятно страждет Сам Бог». По возвращении в Афины он был избран в члены высшаго судебного места – ареопага, почему и получил прозвище «ареопагита».

Когда ап. Павел посетил Афины, то он явился в ареопаг и начал проповедывать Христа распятаго, и сообщил Дионисию о неведомом для него Боге, Спасителе мира. Дионисий крестился, быстро начал преуспевать в познании истинного Бога и был поставлен епископом афинским. Он удостоился быть при кончине Божией Матери, а потом отправился на проповедь по разным странам. Зашедши в Галлию, он усечен был мечем в г. Париже.        

Святой Дионисий, обратившийся от богов язычества к вере в истинного Бога и своею мученическою смертию запечатлевший свою живую и деятельную веру, наследовал жизнь вечную.

Несомненно, что Дионисий Ареопагит, обратившись ко Христу в афинском Ареопаге после проникновенной проповеди апостола Павла, стал настоящим христианским книжником в лучшем смысле этого слова. Он был тончайшим знатоком языческой мудрости, которая и в дальнейшей его жизни оказалась востребованой и преображенной благодаря христианской вере. Дионисий Ареопагит известен как высочайший богослов, как тайнозритель Божественных тайн, он воспевается в церковных молитвословиях как тот, кто учил о небесной и церковной иерархии, о Божественных именах, о непостижимости Бога. Так, в поэтических строках, посвященных святому Дионисию Феодором Студитом, сказано:

«Великим в Божественном именуемый, триблаженне,

Ты ангельские таинственно изображаешь силы,

И всю иерархию завершая,

Исполняешь затем мир догматов обилием»

Святой Дионисий был мистиком, в богословской традиции это называют «тайнозрителем», то есть «созерцателем тайн Божества». Из таковых выделяются все пророки, однако в Новом завете был Иоанн Богослов, блаж. Августин, Евагрий Понтийский и, вот, Дионисий Ареопагит. Они все своим особенным просвещенным взором, открым для них Богом, созерцали множественные откровения, которые доносили всему христианскому миру через проповедь, образ жизни и богословие труды, чтобы пришедшему в храм помолиться было яснее и правильней устраивать свой личный путь к Богу. Вот, например, что писал св. Дионисий в одном из своих мистических трактатов: «Когда ты чувствуешь, что никак не можешь свои страсти, чувствуешь, что они подминают тебя под собой как недостойного, и что ты трус, истощенный в битве, и думаешь, что это не более, чем глупость — продолжать бороться с ними: так ты отдаешь себя, стремящегося к Богу, в руки твоих врагов. Тогда ощути себя так, что ты погиб навечно. И это есть ни что иное как действительное знание и понимание себя, какой ты есть, мерзкий и недостойный, намного хуже, чем ничто: это знание и понимание есть кротость. Эта кротость получена тобой, чтобы Сам Бог спустился в силе и покарал твоих врагов, возвысил тебя и заботливо очистил твои духовные глаза: подобно заботе отца о своем ребенке, когда тот погибает под клыками дикого вепря или от яростных укусов медведя» — Блаженны нищие духом, Блаженны плачущие, Блаженны кроткие…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *