Ныне Святая Церковь торжественно празднует память святителя Иоанна Златоуста.
Родился он в 347 году, отец его рано умер, а овдовевшая мать положила все свои силы на воспитание своего сына. Она дала ему самое лучше образование того времени: будущий святитель закончил школу риторов, прекрасно умел говорить, знал все тогдашние науки, философию в том числе. Но всей своей душой он устремился к Богу, — к богопознанию; так он вместе со своим другом Василием уходит в монашество, позже говоря, что монашество есть истинная философия. И, наверное, он прав, потому что никакие разборы философских концепций/моделей не сравнится с делом богопознания, потому что первые имеют свою теоретическую завершенность, а Бог — Он вечен. В 38 лет Иоанн Златоуст стал уже пресвитером, собирающим вокруг себя множество людей, пришедших послушать его богодухновенное слово. Многие говорили, что его устам говорил Сам Бог.
Через некоторое время, когда умер константинопольский патриарх, был собран собор, на котором Иоанна Златоуста избрали новым предстоятелем. И первое, что сделал святитель взойдя на кафедру, он разослал множество миссионеров в дальние страны проповедовать Слово Божие языческим народам. В своих же проповедях Иоанн Златоуст был максимально искренен со слушателями, потому что при разговоре об Истине не должно ничего скрывать или привирать, оправдываясь тем, что сказанное может кого-то смутить. Так он обличал нравы, пороки и лукавства византийского двора. И нечестивая знать, возглавляемая царицей Евдоксией, ополчилась на святителя. Верно сказано в Священном Писании: облечение нечестивому — раны ему (Притч 9:7), почувствовав обиду, испугавшись падения авторитета власти в лице народа, совет нечестивых собирает ложный собор из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, который постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся собор, снова постановивший изгнать святого Иоанна в Армению. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Когда святитель путешествовал под стражей к месту своей ссылки, он старался укреплять своих духовных чад через письма из которых сохранилось 245, и, проходя рядом с могилой мученика Василиска, он остановился чтобы отдохнуть, и в этот момент мученник явился ему и сказал: не унывай, брат Иоанн завтра будешь вместе со мной в Царствии Небесном. И на следующий день действительно святитель представил свою душу Господу, сказав те слова, которые стали символом — кредо христианской верности и покорности Божьему проведению: Слава Богу за всё!
До сегодняшнего дня мир благоговейно чтит святую память Иоанна Златоуста, каждодневно совершая литургию, составленную из его молитв, и то наследие, которое он оставил в своих письмах, в своих догматикой-полемических трудах, в своих толкованиях Священного Писания живет в сердцах и умах людей спустя 1,5 тысячелетия, многие миряне, пастыри и архипастыри устраивают свою жизнь по его наставлениям. Священномученик Анатолий (Грисюк) на пороге XX века произнес известнейшую проповедь о святителе, оканчивая ее словами:
Велик Иоанн Златоуст в своей жизни, но велик он и в самой своей смерти, последовавшей, как известно, в изгнании после того, как он занимал важнейший престол Восточной Церкви, столичную кафедру. «О Иоанн!» – воскликнем мы вместе со св. Проклом. Жизнь твоя поистине была исполнена скорби, но смерть твоя почетна, гроб твой славен, награда твоя велика! Будем же назидаться его бессмертными творениями, ибо не знать столь прекрасных творений, по выражению того же писателя церковного, то же значит, что не видеть солнца в самый полдень. Близко примем к сердцу его главнейшие заветы: изучение слова Божия, упражнение в молитве и милостыню – эту «царицу добродетелей». А о нем самом пребудем в той уверенности, что его небесной славе всегда будет отвечать его вечная слава на земле, согласно псаломскому слову: В память вечную будет праведник (Пс 111:6).
Аминь.