26 ноября. День памяти святителя Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского.

Ныне Святая Церковь торжественно празднует память святителя Иоанна Златоуста.

Родился он в 347 году, отец его рано умер, а овдовевшая мать положила все свои силы на воспитание своего сына. Она дала ему самое лучше образование того времени: будущий святитель закончил школу риторов, прекрасно умел говорить, знал все тогдашние науки, философию в том числе. Но всей своей душой он устремился к Богу, — к богопознанию; так он вместе со своим другом Василием уходит в монашество, позже говоря, что монашество есть истинная философия. И, наверное, он прав, потому что никакие разборы философских концепций/моделей не сравнится с делом богопознания, потому что первые имеют свою теоретическую завершенность, а Бог — Он вечен. В 38 лет Иоанн Златоуст стал уже пресвитером, собирающим вокруг себя множество людей, пришедших послушать его богодухновенное слово. Многие говорили, что его устам говорил Сам Бог.

Через некоторое время, когда умер константинопольский патриарх, был собран собор, на котором Иоанна Златоуста избрали новым предстоятелем. И первое, что сделал святитель взойдя на кафедру, он разослал множество миссионеров в дальние страны проповедовать Слово Божие языческим народам. В своих же проповедях Иоанн Златоуст был максимально искренен со слушателями, потому что при разговоре об Истине не должно ничего скрывать или привирать, оправдываясь тем, что сказанное может кого-то смутить. Так он обличал нравы, пороки и лукавства византийского двора. И нечестивая знать, возглавляемая царицей Ев­док­сией, ополчилась на святителя. Верно сказано в Священном Писании: облечение нечестивому — раны ему (Притч 9:7), почувствовав обиду, испугавшись падения авторитета власти в лице народа, совет нечестивых собирает ложный собор из иерархов, спра­вед­ли­во об­ли­ча­е­мых ра­нее Зла­то­устом, который по­ста­но­вил низ­ло­жить свя­то­го Иоан­на и за оскорб­ле­ние им­пера­три­цы пре­дать каз­ни. Им­пе­ра­тор Ар­ка­дий за­ме­нил казнь из­гна­ни­ем. У хра­ма тол­пил­ся воз­буж­ден­ный на­род, ре­шив­ший за­щи­щать сво­е­го пас­ты­ря. Свя­ти­тель, чтобы из­бе­жать вол­не­ний, сам от­дал се­бя в ру­ки вла­стей. Той же но­чью в Кон­стан­ти­но­по­ле про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние. Ис­пу­ган­ная Ев­док­сия про­си­ла им­пе­ра­то­ра сроч­но вер­нуть свя­то­го и немед­ля по­сла­ла пись­мо из­гнан­но­му пас­ты­рю, умо­ляя его вер­нуть­ся. Но уже через два ме­ся­ца но­вый до­нос про­бу­дил гнев Ев­док­сии. В мар­те 404 го­да со­сто­ял­ся со­бор, снова по­ста­но­вив­ший из­гнать свя­то­го Иоан­на в Армению. По уда­ле­нии его из сто­ли­цы по­жар об­ра­тил в пе­пел зда­ние се­на­та, по­сле­до­ва­ли опу­сто­ши­тель­ные на­бе­ги вар­ва­ров, а в ок­тяб­ре 404 го­да умер­ла Ев­док­сия. Да­же языч­ни­ки ви­де­ли в этих со­бы­ти­ях Небес­ное на­ка­за­ние за непра­вед­ное осуж­де­ние угод­ни­ка Бо­жия.

Когда святитель путешествовал под стражей к месту своей ссылки, он старался укреплять своих духовных чад через письма из которых сохранилось 245, и, проходя рядом с могилой мученика Василиска, он остановился чтобы отдохнуть, и в этот момент мученник явился ему и сказал: не унывай, брат Иоанн завтра будешь вместе со мной в Царствии Небесном. И на следующий день действительно святитель представил свою душу Господу, сказав те слова, которые стали символом — кредо христианской верности и покорности Божьему проведению: Слава Богу за всё!
До сегодняшнего дня мир благоговейно чтит святую память Иоанна Златоуста, каждодневно совершая литургию, составленную из его молитв, и то наследие, которое он оставил в своих письмах, в своих догматикой-полемических трудах, в своих толкованиях Священного Писания живет в сердцах и умах людей спустя 1,5 тысячелетия, многие миряне, пастыри и архипастыри устраивают свою жизнь по его наставлениям. Священномученик Анатолий (Грисюк) на пороге XX века произнес известнейшую проповедь о святителе, оканчивая ее словами:

Велик Иоанн Златоуст в своей жизни, но велик он и в самой своей смерти, последовавшей, как известно, в изгнании после того, как он занимал важнейший престол Восточной Церкви, столичную кафедру. «О Иоанн!» – воскликнем мы вместе со св. Проклом. Жизнь твоя поистине была исполнена скорби, но смерть твоя почетна, гроб твой славен, награда твоя велика! Будем же назидаться его бессмертными творениями, ибо не знать столь прекрасных творений, по выражению того же писателя церковного, то же значит, что не видеть солнца в самый полдень. Близко примем к сердцу его главнейшие заветы: изучение слова Божия, упражнение в молитве и милостыню – эту «царицу добродетелей». А о нем самом пребудем в той уверенности, что его небесной славе всегда будет отвечать его вечная слава на земле, согласно псаломскому слову: В память вечную будет праведник (Пс 111:6).

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *