Реставрация скульптуры свт. Николая

Святитель Николай Чудотворец один из самых почитаемых святых. В нашем соборе есть много его икон, необычные – две резные скульптуры в человеческий рост. Одна скульптура «Святитель Николай Можайский» особо почитаем прихожанами. Образ древний, время отложило очень сильный отпечаток на святыню. Потрескавшаяся, изъеденная жучком, рыхлая древесина; утраченная резьба; осыпавшийся грунт, утраченный и не очень верно восстановленный красочный слой-все это, скрывалось под ризами, в которые была облачена скульптура. Для столь сложной и кропотливой реставрации давно искались мастера, нашлись они Сергиевом посаде, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Сначала, на реставрацию туда была отвезена резная скульптура «Спас в темнице». Мастера прекрасно выполнили работу и решено было доверить им более ценную святыню собора. Осенью 2016 года Святитель Николай покинул город Боровск и прибыл в стены Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Реставрация-долгий и кропотливый труд, главный девиз мастера «не навреди», куда легче написать новый образ. Сначала идет визуальное изучение работы. Мастер должен опознать время создания, утраты, записи, загрязнения. Следующий этап очень ответственный – укрепление. Каждая трещинка, вздутие, шелушение долго и осторожно обрабатывается теплым клеем, укладывается на место, а поверх наносится бумажная заклейка, для закрепления участка. Под такой профилактической заклейкой обрабатываемый участок должен простоять какое-то время. Из-за смены влажности и температуры вокруг скульптуры, во время работы стали появляться новые трещинки и отставания левкаса от дерева. Много трудов и времени уходит вроде бы на такой простой, но очень важный этап реставрации, ведь если укрепление произведено неверно, не качественно, в процессе работы могут возникнуть проблемы и неприятные сюрпризы.

Далее производится очистка и раскрытие образа. Сначала надо смыть грязь, а потом более сильные загрязнения, счистить потемневшее покрытие, записи, самое главное не потревожить «родную» первоначальную живопись. У реставратора много инструментов помощников: растворители, скальпели, кисти, вата-марля, стекла и песочные часы. Самый распространенный способ очистки – компресс. На расчищаемый участок наносится немного подобранного растворителя, на него кладется фланелька, пропитанная им же, а сверху ставится стекло и придавливается грузиками, тут то и нужны песочные часы, на первый пробах, реставратор смотрит сколько нужно времени для того чтобы растворитель начал действовать, а для дальнейших просто засекает время перевернув часы. Как только снимут компресс, участок немного смачивают скипидаром и скальпелем или кистью снимают загрязнение, олифу или запись. Каждому участку работы иногда требуется разная расчистка, поэтому работа проходит над маленькими участками, дабы не навредить сильным растворителем участку где не требуется столь мощное средство. Лик святителя Николая был записал масляной краской, а это очень опасный и сильный разрушитель родного слоя. Масляная краска проникает очень глубоко и в лежащий под ней красочный слой и грунт и разрушает цвет родной живописи. Именно над ликом реставраторы провели самую сложную и тонкую работу.

В данный момент, расчистка скульптуры Святителя Николая завершена, реставраторы приступили к подводке левкаса. На этом этапе будут восполнены утраты грунта и произведена подготовка для грядущих тонировок.

Работа над святыней собора проходит под надзором реставраторов и иконописцев высокой квалификации.

Время окончание работы обозначить очень сложно, но в скором времени обновленный образ вернется в родные стены собора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *