Реставрация икон из центрального иконостаса

   Наш храм богат древними иконами и скульптурами, старинными подсвечниками и паникадилами, аналоями и киотами, резными иконостасами и старыми богослужебными книгами. Старинные вещи нуждаются не только в бережном отношении и уходе, но и нередко в реставрации. Наверное, наши прихожане обратили внимание, что две большие иконы из центрального иконостаса Спасителя и Божией Матери заменены на временные. Сами эти иконы сейчас на реставрации в иконописной школе при Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре. На Благовещение от реставраторов пришёл первый отчёт о проделанной работе, который здесь помещаем:

Уважаемый о. Димитрий!

С праздником Благовещения пр. Богородицы!

Мы, наконец, закончили исследования ваших икон, стараясь сделать это, как Вы просили, по возможности, быстро. Но прежде, чем приступить к пробным расчисткам, нам пришлось укреплять красочный слой и грунт на иконах, а так же проводить специальные работы по укреплению досок с оборота иконы.

     Расширенные пробы расчистки показали  следующее:

1.Обе иконы были написаны одновременно для одного иконостаса. (На иконах имеется одинаковый первоначальный слой краски на полях и фоне; первоначальные надписи выполнены на обеих иконах одинаковым цветом: левкас и паволока на иконах идентичны).

 Иконы имеют около 3, а в некоторых местах 4 слоя записей, что само по себе указывает на древность икон. Первоначальный слой датируется нами приблизительно 17 веком. Такого же мнения придерживается  о. Лука, который весьма живо интересуется нашей работой по раскрытию икон.

2.Мы проделали несколько пробных раскрытий  на  разных неответственных  участков икон (фон, поля, на стандартных складках одежды) от левкаса до доски и пришли к следующему заключению:

2.1. Первоначальный красочный слой 17 века сохранился в верхней части иконы Спасителя в очень небольшом количестве. На иконе Богоматери сохранность этого слоя значительно лучше — фон и поля, за исключением  повреждений и утрат сохранились, приблизительно, больше чем наполовину. 

2.2. К сожалению, фрагменты  живописи 17 века на изображении одежд Спасителя на пробах встречается крайне редко, в большинстве случаев – это остатки первоначального слоя.  Ставить пробы на ликах мы не стали, так как результаты проб на одеждах были неутешительные. Если и встречаются фрагменты первоначальной живописи, то они разрозненны и весьма незначительны, даже для того, чтобы получить зрительное представление о характере живописи.  Такие же «неуспехи» мы получили с пробами на одежде Богоматери.

2.3.Из этого мы сделали вывод, что сохранность живописи фигур Богоматери и Спасителя 17 века на обеих иконах в целом плохая, поэтому следует остановиться с пробами и только расчистить позднюю живопись от слоя потемневшего лака и загрязнений. О. Лука так прокомментировал ситуацию: «Овчинка выделки не стоит». Т.е., расчистка до первоначального слоя уничтожит поздние слои живописи, так что придется писать фигуры и лики заново — что нецелесообразно.

2.4. Итак, мы предлагаем на обеих иконах восстановить первоначальное состояние живописи 17 века, за счет фона и полей. ( На иконе Богоматери этот слой даже будет почти что подлинным, а на иконе Спасителя придется этот слой реконструировать).

На изображениях одежд и ликов мы  удалим загрязнения и потемнения лака, а в целом одежды и лики оставим поздние, а следы  наших проб затонируем.  

Будем стараться исполнить       реставрацию максимально быстро

 

Просим Ваших молитв за участников реставрации: 

о. Луку, о. Ермогена,, о. Бориса, Анну, Валентину, Даниила.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *