Реставрационные работы

Восстановление-кирпичной-кладки

Благовещенский кафедральный собор находится в центре старинного русского города Боровска. Древняя часть нашего храма была построена в конце 16-го века, позже были пристроены приделы и колокольня. На протяжении веков собор являлся хранителем народных святынь и местом молитв многих поколений христиан.

В советский период наш храм не был закрыт, и в нём продолжались богослужения. Но в 1922г. было произведено так называемое «изъятие церковных ценностей».

Реставрация настенной живописи

Все ценные вещи, предметы из драгоценных металлов, серебряные оклады с икон, богослужебные сосуды, Кресты, колокола по распоряжению власти были отняты у собора. На протяжении десятков лет в соборе если и велись какие-то работы, то только косметические и почти всегда неумелые, например, позолоченную резьбу красили бронзовкой, а повреждённую кирпичную кладку просто замазывали глиной.

   В Благовещенском соборе постоянно ведутся восстановительные и реставрационные работы. Семь лет ушло на восстановление центрального иконостаса, по три года на восстановление северного и южного приделов. Заменены оконные блоки, кровля, Кресты на куполах, перебран пол, подведён газ, пробурена скважена для водоснабжения. Регулярно проводится косметический ремонт по промывке и укреплению настенной живописи.

  Наш храм хранит древние иконы, необычные скульптуры, старинную церковную утварь, предметы шитья. Все эти вещи нуждаются в уходе и реставрации. Реставрация ведётся постоянно в нескольких мастерских.

Замена крыши

В настоящее время находится на реставрации одна из святынь собора скульптура святителя Николая архиепископа Мир Ликийских по образу «Никола Можайский». Реставрация проводится в Троице-Сергиевой лавре.

 

Реставрация старинных предметов – это дорогостоящее дело. Но без реставрации они разрушаются и могут быть утеряны.

 Просим всех оказывать Благовещенскому собору посильную материальную помощь для оплаты необходимых реставрационных работ.

Реквизиты храма

 

Реставрационные работы проводимые в настоящее время

 

Телефон настоятеля собора: +7(910)911-75-90 протоиерей  Дмитрий Орлов

 

Последние новости реставрационных работ: 

 

 

В Благовещенский собор вернулись отреставрированные богослужебные книги. (01.05.2018)

 

Некоторое время назад в Благовещенский собор после непростого периода приведения в пригодное состояние для богослужения были возвращены два апостола и евангелие, которое прихожане уже могут видеть на богослужении. Это евангелие, которому более 150-ти лет, было обнаружено лишь текстовым блоком с обветшалыми листами и совсем без обложки. Работа над блоком требовала реставрацию многих потрепанных страниц, по-видимому, из-за слишком частого использования, а также — из-за неправильного хранения. Переплетчик сделал обложку из красной кожи (для пасхальных богослужений), на которой были установлены металлические вставки с двенадцатью апостолами и Распятием посередине.

Один из апостолов использовался ранее на богослужениях, но кожа и заплатки износились, от того книга требовала обновления. У апостола были подновлены страницы, цвет обложки был заменен с темно-коричневого на красный, также были добавлены вставки с четырьмя апостолами и Спасителем посередине.

Второй апостол, датируемый 1832-м годом, до реставрации был в самом худшем состоянии. От обложки практически ничего не осталось, а те элементы, которые еще не истребило время, буквально рассыпались на глазах, от чего переплетчику пришлось воссоздавать обложку заново. Текстовый же блок тоже требовал большой работы, так как страницы из-за своей ветхости едва держались, а некоторые вовсе были утрачены. Реставрация текстовой части требовала проклейки большого количества листов и восстановления недостающего текста.

Теперь же книги полностью отреставрированы и готовы к использованию на богослужении. Стоимость проделанной работы вместе с необходимыми материалами составила 45 тысяч рублей.

В соборе всегда ведутся различные реставрационные/восстановительные работы, можно сказать, это есть следствие того, что собор живет, так как всякий храм требует постоянного обновления. Некоторые люди приносят свои иконы и книги, которые так же требуют реставрации, но из-за того что сразу сделать все невозможно, вещам приходится лежать и ждать своего часа порой даже не одно десятилетие, это связано не только с немалой стоимостью работы, — очень непросто найти мастера, который сможет должным образом восстановить древнюю святыню, не навредив ей.

 

 

Закончена работа над реставрацией Калужской иконы Божией Матери. (05.04.2018)

 

В Благовещенском соборе много старинных икон, одна из них — Калужский образ Божией Матери. Этот образ особо почитаем среди прихожан; как жители земли Калужской, они прибегают к Небесной Заступнице, обращаясь к этому образу.  В конце февраля было положено начало работе по восстановлению этого образа, и теперь сегодня, по прошествии месяца с небольшим, можно на прежнем месте созерцать обновленный её вид.

Киот иконы был частично разобран, в ходе работы на нем обнаружилось 12 слоев краски. Последние несколько десятилетий он не подвергался никаким реставрационным работам, его лишь время от времени мыли, тем самым больше нанося вред, нежели облагораживая. Оклады и металические детали киота в советские годы были покрыты бронзовой краской, которая сама по себе имеет текстурный рельеф, из-за чего на ней быстро скапливалось большое количество пыли и грязи, которую работникам приходилось вымывать вместе со слоем краски. После этого детали покрывались золотом. Также во время тех самых не в меру усердных уборок, было утрачено несколько камней на окладе, для их восстановления был привлечен ювелир.

Храм живет, и постоянная реставрация и восстановительная работа есть только признак такового. Реставрация особенно старинных реликвий, не терпит каких-либо небрежностей, или неуклюжестей, она требует большого опыта и ещё большей ответственности.

 

 

 

Заключение по реставрации резного образа Святителя Николая Можайского. (22.03.2018)

 

В настоящее время в мастерской Троице-Сергиевой лавры идет большая работа над реставрацией резного образа святителя Николая Можайского из Благовещенского Собора. Реставраторы регулярно сообщают о ходе работы, вот, что сообщил в последнем письме преподаватель предмета «Реставрация станковой и темперной живописи» в Московской Духовной академии монах Ермоген Сыров:

 

«Уважаемый о. Димитрий!
Посылаю Вам фото последнего состояния свт. Николая.


Как видно из фото, скульптура весьма осветлела, что, вероятно, Вас радует. Нас также.

Мы сейчас находимся на стадии завершения расчистки, хотя, кое-где подключили студентов для подведения грунта. Но пришлось их придержать, так как два человека над одним участком мешают друг другу. А нас, задействованных в работе – трое, плюс студенты.

Хочется похвалиться, так как Никола выходит из реставрации настоящим памятником 17 века. Об этом говорят орнаменты, стилистика живописи и, конечно, специалисты. О. Лука, да и я – не сомневаемся, что скульптура древняя, 17 века.

Все-таки правильная методика ведет к хорошему результату. Мы вели расчистку послойно – то есть, удаляли сначала олифу, потом запись, потом опять олифу, которая встречается между слоями – и таким образом, хоть и долго, мы не удалили ничего лишнего. ( А можно было удалять сразу все, но наугад).

Как Вы видите, работы еще предстоит много, но мы решили не подключать без нужды студентов, так как они, по неопытности, могут попортить такую исключительную красоту. Поэтому просим прощения и хотим перенести срок окончания работы на конец 2018 года. Может быть удастся сделать раньше, где-нибудь осенью. Но не хотелось бы пороть горячки.

Теперь о деньгах. Я, как монах, готов был терпеть и далее, но мои сотрудники явно не готовы.  Мы просим заплатить половину за работу – т.е. 150 тысяч рублей».

 

 

Реставрация резного образа Святителя Николая Можайского. (07.03.2018)

 

Святитель Николай Чудотворец один из самых почитаемых святых. В нашем соборе есть много его икон, необычные – две резные скульптуры в человеческий рост. Одна скульптура «Святитель Николай Можайский» особо почитаем прихожанами. Образ древний, время отложило очень сильный отпечаток на святыню. Потрескавшаяся, изъеденная жучком, рыхлая древесина; утраченная резьба; осыпавшийся грунт, утраченный и не очень верно восстановленный красочный слой-все это, скрывалось под ризами, в которые была облачена скульптура. Для столь сложной и кропотливой реставрации давно искались мастера, нашлись они Сергиевом посаде, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Сначала, на реставрацию туда была отвезена резная скульптура «Спас в темнице». Мастера прекрасно выполнили работу и решено было доверить им более ценную святыню собора. Осенью 2016 года Святитель Николай покинул город Боровск и прибыл в стены Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Реставрация-долгий и кропотливый труд, главный девиз мастера «не навреди», куда легче написать новый образ. Сначала идет визуальное изучение работы. Мастер должен опознать время создания, утраты, записи, загрязнения. Следующий этап очень ответственный – укрепление. Каждая трещинка, вздутие, шелушение долго и осторожно обрабатывается теплым клеем, укладывается на место, а поверх наносится бумажная заклейка, для закрепления участка. Под такой профилактической заклейкой обрабатываемый участок должен простоять какое-то время. Из-за смены влажности и температуры вокруг скульптуры, во время работы стали появляться новые трещинки и отставания левкаса от дерева. Много трудов и времени уходит вроде бы на такой простой, но очень важный этап реставрации, ведь если укрепление произведено неверно, не качественно, в процессе работы могут возникнуть проблемы и неприятные сюрпризы.

Далее производится очистка и раскрытие образа. Сначала надо смыть грязь, а потом более сильные загрязнения, счистить потемневшее покрытие, записи, самое главное не потревожить «родную» первоначальную живопись. У реставратора много инструментов помощников: растворители, скальпели, кисти, вата-марля, стекла и песочные часы. Самый распространенный способ очистки – компресс. На расчищаемый участок наносится немного подобранного растворителя, на него кладется фланелька, пропитанная им же, а сверху ставится стекло и придавливается грузиками, тут то и нужны песочные часы, на первый пробах, реставратор смотрит сколько нужно времени для того чтобы растворитель начал действовать, а для дальнейших просто засекает время перевернув часы. Как только снимут компресс, участок немного смачивают скипидаром и скальпелем или кистью снимают загрязнение, олифу или запись. Каждому участку работы иногда требуется разная расчистка, поэтому работа проходит над маленькими участками, дабы не навредить сильным растворителем участку где не требуется столь мощное средство. Лик святителя Николая был записал масляной краской, а это очень опасный и сильный разрушитель родного слоя. Масляная краска проникает очень глубоко и в лежащий под ней красочный слой и грунт и разрушает цвет родной живописи. Именно над ликом реставраторы провели самую сложную и тонкую работу.

В данный момент, расчистка скульптуры Святителя Николая завершена, реставраторы приступили к подводке левкаса. На этом этапе будут восполнены утраты грунта и произведена подготовка для грядущих тонировок.

Работа над святыней собора проходит под надзором реставраторов и иконописцев высокой квалификации.

Время окончание работы обозначить очень сложно, но в скором времени обновленный образ вернется в родные стены собора.

 

 

Находки во время реставрации Калужской иконы Божией Матери (28.02.2018)

 

В соборе началась реставрация оклада для иконы Пресвятой Богородицы «Калужская» начала XX в.

Когда сняли оклад с иконы, обнаружились исписанные листки и нитка бисера. Часть из этих листов составляли записки о здравии и письменные молитвы о близких к Богородице, Серафиму Саровскому, Иоанну Крестителю и другим святым. Также в них были фотографии, некоторые подписаны и датированы 1949 г.

Теплые и интересные слова родным на обороте одной фотографии «Пусть взор твоих очей коснется карточки моей и может быть в твоей душе возникнет память обо мне. Сестре Людмилы и Николаю от Тамары Тимошевой.»

Сама икона, по видимости, давно не доставалась из оклада, она была покрыта толстым слоем сажи и пыли. Икону отчистили от многолетней грязи и теперь образ заиграл посвежевшими прояснившимися красками.

 

 

Реставрация киота иконы Пафнутия Боровского (22.02.208)

 

После рождественский праздников прихожане собора могли заметить, что одна из чтимых святынь — икона преподобного Пафнутия Боровского — до Первой седмицы Великого поста была расположена на временной подставке. Киот же иконы находился на реставрации. В процессе реставрации вначале с киота была снята резьба с позолотой и колонны, затем с самого киота удалены несколько слоев краски, заменены и восстановлены некоторые утраченные деревянные элементы. Также киот был заново пролевкашен и покрашен, а золотые его части  пришлось заново позолотить — из-за частого прикосновения рук в некоторых местах золото стерлось. После чего они были установлены на их прежнее место.

В соборе постоянно ведутся реставрационные работы. К примеру, следующим на очередь на реставрацию стоит киот Калужской иконы Божией Материю Еще планируется создание нового большого киота для скульптур. Просим оказывать посильную помощь для проведения реставрационных работ.