Великая Среда

В Великую Среду Церковь в евангельском чтении вспоминает дом Симона-прокаженного, в котором пребывал Иисус Христос со своими учениками. К Нему подошла женщина, имеющая на себе тяжкий грех блуда, она принесла с собой сосуд с миром, возлила на главу Спасителя, и со слезами отирала ноги Его волосами своими. Видящий это Иуда Искариотский негодовал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин 12:4), Христос же говорил, что доброе дело она сделала (Мф 26:10), ибо «она сберегла это на день погребения Моего» (Ин 12:7), что когда будет проповедано евангелие по всей земле, там будет в память о ней сказано, что она сделала (Мк 14:10). 

Евангелист в своем повествовании показывает два полностью противоположных друг другу образа: блудницу, полившую миром тело Христа, и Иуду — того, кто предал Господа. Она же спасла свою душу, принеся Богу слезы покаяния, он же — погубил ее, заключив сделку против Него. Миро в то время было очень дорогой роскошью, оно не употреблялось в быту, когда поставлялись цари, на них возливалась эта драгоценная жидкость. Поэтому, чтобы скопить на тот алавастровый сосуд (Мф 26:7), надобно было трудиться многие годы. Эта женщина(имея столько мира) была действительно богата в момент поднесения сосуда к телу Спасителя. Иуда был одним из апостолов, он имел небольшое «послушание» носить ящик с пожертвованиями, он покупал пищу для Христа и учеников и слишком быстро пристрастился к этому ящику, пробудив в себе страсть сребролюбия, от чего впоследствии прочие апостолы называли его вором (Ин 12:6). От того он так ловко оценивает стоимость сосуда с миром в триста динарриев (Ин 12:7). Иуда во всем видел ценник. Можно говорить, что поступок женщины бросал вызов такой силы, что нужно было либо отразить его, либо, приняв, изменить всю свою жизнь. Но на последнее у Иуды сил не было, и он ложно прикрываясь заботой к нищим и говоря, что «хорошо бы продать и раздать», только подтверждает свою полную подчиненность монете. Один грех, переросший в страсть, порождает другой более страшный: Искариот, не выдерживая такой живой преданности Божественному Учителю и бескорыстной женственности Ему, не находит место в этом доме чистоты и благости, он бежит к первосвященнику и предает Сына Человеческого за 30 сребренников, окончательно погубив свою душу, отдав ее в руки дьявола. 

Некоторые святые отцы считают поступок Иуды намного страшнее самого распятия Христова, потмоу что он знал своего Учителя, он был свидетелем всех Его чудес и сам же их мог творить именем Господним, а распинающие же Господа не знали Его и делали этого от неведения и недоверия.

Святая Церковь в своем богослужении имеет стихиру, в которой противопоставляется и обличается поступок Иуды против жеста блудницы, тем самым призывая каждого христианина на своем личном пути спасения делать выбор, приближающий к Богу, нежели ко греху — уподобляться спасшей себя блуднице, а не предавшему Богочеловека Иуде: «О Иудина окаянства! Зряше блудницу целующую стопы, и умышляше лестию предания целование. Оная власы разреши, а сей яростию вязашеся, нося вместо мира злосмрадную злобу: зависть бо не весть предпочитати полезное. О Иудина окаянства! От негоже избави Боже, души наша».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *