Воскресный день. Память святого пророка Божия Софония

Ныне Святая Церковь совершает память святого пророка Божия Софония. Он был один из двенадцати малых пророков, знатного рода и жил про царе Иосии за 600 лет до Рождества Христова. Иосия был был благочестивым царем, поэтому они вместе с пророком усердно заботились о восстановлении истинного богопочитания, почти забытого иудеями. Однако, такая политика была очень резкая: разрушались языческие жертвенники, убивались идольские жрецы, всем было повалено соблюдать Закон Моисеев. Иудеи, из страха пред властью царскою, перестали открыто служить идолам, но в сердце своем таили приверженность к языческому нечестью. Среди нечестия и языческой тьмы, Софония сиял благочестием, как светлая звезда ночью. Как истинный Израильтянин, он глубоко скорбел о нечестии своего народа, а как страж Господень и созерцатель неизреченных откровений, чистый умом и сердцем, горячо молился об обращении соотечественников на путь истины и спасении их от погибели. И вот, как бы в ответ на эту молитву, было к Софонии слово Господне (Соф 1:1), — Бог, видящий сердца человеческие, избрал его Своим пророком и повелел ему возвестить Иудеем грозные кары, которые ожидают их за нечестие и служение богам ложным. Исполняя повеление Господне, Софония пошел по городам и селам иудейским, всюду побуждая народ к исправлению и покаянию.  

Возвещая такое наказание Иудеям, Софония, вместе с тем, предсказывал и близкую гибель языческих народов. Филистимляне, Моавитяне, Аммонитяне, Ефиопляне, Ассирияне, – говорил он, – будут истреблены, их земли подвергнутся опустошению и станут, подобно Содому и Гоморре, поляной, заросшей колючей травой и вечной пустыней. Это им за величавость их, за то, что они ругались и превозносились над народом Божиим (Соф 2:1). Обращаясь, затем, снова к родному Иерусалиму, пророк с прискорбием видит, что он не вразумляется примерами наказания нечестивых языческих народов и остается упорным в своем заблуждении. Иерусалим, по словам пророка, не «приемлет увещания, не слушает гласа, на Господа не надеется и к Богу своему не приближается. Князья его – львы рыкающие, судьи его – волки вечерние, люди – горды, священники оскорбляют святыню и разрушают закон. За это, – говорил пророк, – нечестивый город будет разорен, а с ним погибнет и земля Иудейская (Соф 3:9-14).

Однако, порок не ограничился только печальными предсказаниями; его пророческой взор проникал в те благодатные времена, когда должен был явиться Утеха Израилева и Чаяние языков, а с Ним радость и мир для всей земли. Созерцая наступление этих времен, Софония говорил, что не весь Израиль и не вся земля будут уничтожены в великий день суда Господня. После грозных наказаний, Господь даст оставшимся народам уста чистые, чтобы они призывали имя Его и единодушно служили Ему. А от Израиля останутся только люди кроткие и смиренные, которые будут благоговеть пред Господом: сей остаток Израиля уже не будет творить неправды и за это успокоится, никем из врагов нетревожимый (Соф 3:9-14). Указывая на эти благодатные времена, пророк забывает о предсказанных грозных и близких бедствиях и в восторге восклицает:

– Радуйся, дщерь Сионова, проповедуй дщерь Иерусалима, украшайся и веселись от всего сердца; ибо отъял Господь все неправды твои и избавил тебя от руки врагов твоих; Господь воцарится посреди тебя и ты не узришь больше зла. В тот день Господь скажет Иерусалиму: дерзай, Сион, и да не ослабеют руки твои, потому что Господь Бог твой в тебе; сильный, – Он спасет тебя и наведет на тебя веселие и обновит тебя в любви Своей (Соф 3:14-17).

Он скончался в чаянии Всеобщего Воскресения и был, по преданию, погребен в своем доме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *