Успение Божией Матери явилось вратами, сквозь которые хлынул в мир свет славы безвестной дотоле жизни. И свет этот освятил путь в Царство Небесное всем земнородным.
В последние годы Своей земной жизни Богородица пребывает в Иерусалиме, обходит места, освященные стопами Своего божественного Сына, и молится там в уединении. За пятнадцать лет до Своего Успения на горе Елеонской Она получает от Архангела Гавриила благовестие о скором Ее отшествии от земли. Получив это известие, Своей молитвой к Сыну Она чудесно «от конец» собирает апостолов, рассеянных по миру. Собирает их – верховных представителей земной Христовой Церкви во знамение и уверение того, что Ее союз с верующими на земле не только не прерывается с Ее исходом, но становится отселе крепче, обширнее и деятельнее.
И этим Дева Богородица засвидетельствовала, что живущая в Ней благодать, столь долго скрываемая от мира, откроется из Ее гроба и наполнит Вселенскую Церковь Ее величием, славой и могуществом; и именно с этого дня ублажат Богородицу вси роды. За три дня до Успения благовестник Гавриил вручает Ей светозарную райскую ветвь. В момент преставления Богоматери слава явившегося Христа озарила собравшихся, и Он принял на Свои божественные руки Ее душу, «честь Ей, как Сын Матери даруя».
И смерть претворилась в Успение. Смерть и гроб не смогли удержать обожженное Духом тело Богоматери, которая подвигом жизни подвигом совершеннейшей веры преодолела естественные человеческие законы и «преставилась к Животу, Мати сущи живота». Пресвятая Богородица воскресла и с телом вознеслась в Царство Небесное, чтобы воцариться с сыном Своим и Богом. Удостоверение об этом апостолы получили через три дня по Ее погребении, апостол Фома промыслом Божиим опять был избран в священное орудие извещения миру величайшего чуда в истории земли – воскресения и вознесения Дщери человеческой, Пресвятой Богородицы на небеса.
По своему промыслу, управляя ко спасению каждого человека, Господь дает каждому помощника в жизни земной. И в этой жизни его первый помощник и покровитель — это мать, отец, которые сильные тогда, когда человек еще мал и беззащитен. Потом Господь управляет тех людей которые, поддерживают человека, вразумляют, дают мудрые советы, предупреждают от опасностей, а иногда и жизнь свою полагают, чтобы спасти от множества бед и несчастий. Есть люди, которые помогают тем, что утверждают любовь к жизни, веру в Бога, уверенность в том, что Промысел Божий ведет каждого человека к бесконечно прекрасной, абсолютно действенной и реальной цели. Пусть эти убеждения и не сразу доходят до сердца человека, но постепенно, становясь мудрее, приобретая жизненный опыт, делая ошибки, он все больше понимает истинность слов этих заботливых людей, которые его окружают и говорят о Вере, о Любви Божией, о том, что не без смысла человек живет на земле.
Но есть один человек из всего человеческого рода, который имеет от Бога особенное послушание, которые выражается в особом попечении о каждом человеке. Именно этому человеку Господь Иисус Христос в последние минуты Своей земной жизни, уже на кресте, завещал каждого живущего как сына и дочь. Это завещание было передано Матери Спасителя Пресвятой Богородице. «Се сын твой»(Ин 19:26), — сказал Христос, превозмогая страшные мучения, показывая на своего любимого ученика Иоанна Богослова. Святые отцы единодушно говорят, что в лице этого апостола сосредоточен весь человеческий род, потому что для Отца Небесного и Его воплотившегося Сына все люди — любимые дети, которые хотя и подчас не находятся на том уровне благодарности и исполнения отцовской воли, на котором должны быть, но, как бы то ни было, все люди усыновлены Пресвятой Богородицей при спасительном кресте Ее Сына. И если человек не до конца понимает это материнство, то Она этот подвиг несет так, как может нести только Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим. Это ее материнский долг перед Ее божественным Сыном.
Дети порой сталкиваются в разных жизненных трудностях с осознанием того, какую огромную ношу они составляют для своих родителей в виде множественных непослушаний, чудовищных поступков, от которых отец и мать пытаются их огородить по своей большой любви, но предавая их, предавая их любовь, они все равно поступают по каким-то своим глупым соображениям, тем самым вредя и себе, и всем вокруг. И именно в эти моменты осознается этот великий подвиг материнства. Богородица же покровительствует этим каждому человеку своим заступничеством. В кондаке праздника есть слова, которые находит Церковь, исходя из своего многовекового опыта: «В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование», — абсолютное несомнение в Ее предстательствах перед Богом за каждого человека, это особая ее радость и особая возможность проявления Ее любви к Богу и людям. Вслед за Своим возлюбленным божественным Сыном Богородица смогла и прочувствовать, и передать свою любовь людям тем образом, теми возможностями, которые Ей даровал Сам Господь. Возможности эти бесконечно больше возможностей обычного человека и всех людей вместе взятых.
Человек должен идти во след Спасителя, Божией Матери и всех святых, понявших и почувствовавших то предназначение, о котором говорит праздник Успения. Недавно был отпразднован праздник Преображения, который приоткрывает завесу Горнего мира, в Успении же эта завеса еще более приоткрывается и становится видно, что этот Горний мир во многом знаемый теми, кто научился мужественной любви Божией, исполнению Его заповедей и законов, потому что в Царствии Божием живут не по мирским законам, а по законам Любви.