21 сентября, Святая Церковь соборно празднует Рождество Божией Матери.
Рождество Богородицы есть событие, которое собой в литургической практике знаменует начало праздничного годичного круга богослужений, а Успение же — замыкает его. О Богородице из четвероевангелия практически ничего не известно, а моменты Её упоминания можно сосчитать на пальцах, однако в сонме Царствия Небесного Она занимает второе место после Иисуса Христа, и в богословии человеческое спасение (индивидуально или общее) проходит посредством молитвенной поддержки Божией Матери: «Днесь спасения нашего главизна!», — звучит в одном из тропарей богородичных праздников. И само событие Рождества Богородицы более подробно раскрывает один из апокрифов, именуемый «Евангелием от Иакова». Святая Церковь в своей благочестивой традиции с почтением относится к ряду апокрифов (книг не вошедших к канон Священного Писания), к примеру вся иконография иконы лежащей посреди храма на аналое в воскресные дни — «Сошествие во ад» — была написана апокрифу «Евангелие от Никодима».
Иаков брат Господень повествует о скорби благочестивой иудейской пары – Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства. Однажды, когда Иоаким пришел в храм, один книжник сказал ему, что «Не надлежит тебе предлагать дар твой, ибо нет у тебя потомства в Израиле» (в народе бесплодие считалось знаком гнева Божия). Как поется в кондаке Праздника:«Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства», — оттого Иоаким не находил себе места в своей среде и скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала, как вдруг заметила гнездо воробья на ветке лавра. «Увы! – воскликнула Анна. – Чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной, и оскорбляют меня, и изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она дает плоды во времена свои и благословляет Господа». Тогда явился в саду Ангел Господень и обратился к ней: «Анна, Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь, и будет славен во всем мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. «Анна была у дверей дома своего и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь, говоря: «Теперь я знаю, что Господь Бог благословил меня». А через девять месяцев у престарелых родителей появилась Дочь. Её назвали Марией (Мариам).
Такая по-своему трогательная история иудейской пары имеет в себе огромное значение для домостроительства человеческого Спасения, потому что свидетельствует в мире начало жизненного пути Матери Божией. Владимир Николаевич Лосский отмечает, что «вся многовековая педагогика ждала этого события», потому что стали сбываться пророчества, свидетельствующие о скором прибытии Мессии — жезл от Иуды отошел, настала, как пишет апостол, «Полнота времён» (Гал 4:4). Оттого, встречая и благословляя Богородицу, весь христианский мир торжественно празднует Её Рождество восклицая: «Грядите, вернии, Духом Божественным радующеся, Юже от неплодове днесь пришедшую человеков на спасение Приснодеву Отроковицу песньми почтим»