Ныне, в Дмитровскую субботу, русский православный мир соборно совершает память об усопших. История установления этого памятного дня известна: после сражения и великой победы на Куликовом поле, князь Дмитрий Донской велел в субботу перед днем памяти его святого — Дмитрия Солунского — повсеместно совершать заупокойные богослужения по войнам, положившим свою душу за Отечество и Веру (по некоторым источникам их было около 250 тыс); так эта традиция переросла во всеобще поминовение усопших православных христиан.
Вчера и сегодня утром особенно много приходит в храм людей помолиться о своих родственниках и друзьях, которые больше не с ними. И именно на таких богослужениях можно разглядеть настоящую скорбь и горечь утраты на лицах молящихся. Действительно — человек рождается в этом мире для того чтобы жить, а не для того чтобы умереть. Но это несовершенство человеческой природы, несущее на себе печать грехопадения, заставляет каждого проходить в конце земной жизни через врата смерти — смерти, которая есть последствие человеческого же греха. Христос, прослезился над Лазарем не потому, что Он сопереживал горечи утраты родных умершего, а потому что Он увидел, какую трагедию несет человеку смерть, которую Бог не сотворил, — которую сам же себе в грехопадении сотворил человек. Но Христос побеждает смерть, искупая Своей кровью на Крестном Древе все грехи человека, Он входит во врата смерти, чтобы ее победить и тем самым открыть человеку врата вечной жизни с Ним. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» — восклицает апостол, торжественно благовествуя о Воскресении. Отчего тогда браться трагизму над памятью умерших, если смерть побеждена? Наверное оттого, что человек так или иначе впускает в свою жизнь других людей, тем самым возрастая, социально реализуясь и т.п. И, получается, что всякая личность состоит из опыта, перенятого у огромного количества разных людей, от этого и рождается мысль о том, что «я сам значим ровно на столько на сколько люди присутствуют в моей жизни, а когда их не становится — я чуть-чуть умер». Недостаток близкого человека очень гнетет и съедает изнутри, и ничем этого не преодолеть, если находиться снаружи храмовых стен..
Святые отцы учат, что все христиане — живые/мертвые — после крещения становятся неотъемлемыми членами богочеловеческого организма — Церковью, во главе которой Христос. И единение во Христе через евхаристическую чашу стирает всякие границы между живыми и мертвыми, между небом и землей. И в этом задача ныне приходящего в храм помолиться — вновь встретиться со Христом и своими усопшими сродниками, стать соучастником этого всегда живого организма, питаемого и устраняемого божественной рукой.