Великий Четверг

В Великий Четверг в Святая Церковь событие, которое именуется Тайная вечеря. «Тайная», рассуждают библеисты потому, что вечеря совершается в тайне, от того что Иисуса Христа «искали убить» (Ин 5:16), но главный смысл этого именования объясняется тем, что на ней Спасителем устанавливается Таинство — Таинство Евхаристии. 

Евангелист повествует о том, что Христос посылает своих учеников в Сионскую горницу, чтобы они приготовили все для совершения, для празднования еврейской Пасхи. Это к тому времени обряд, на котором перед возлежанием Христос, препоясавшись лентием, ведет себя как слуга, Он начинает омывать ноги своим ученикам. Петр упирается: «Господи, не умоешь ног моих вовек»(Ин 13:6), этим он говорил, что «я не позволю Тебе прикоснуться ко мне как слуга прикасается к господину», Христос взражает: «Если не умою ног твоих, не будешь иметь части со мною» (Ин 13:8), Петр максимально быстро, эксрессивно реагирует: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин 13:9), — «Вы уже чисты, чистому не требуется ничего омывать кроме ног, но не все» (Ин 13:10). Словами «не все» Спаситель имел в виду Иуду, который собирался предать своего Учителя, уже заранее заключив сделку с первосвященником. После этого Иисус Христос объясняет своим ученикам: «Вот вы называете Меня Учителем и Господином и правильно делаете, потому что так и есть, но если Я, ваш Учитель и Господин, умыл вам ноги, не так ли и вам подлежит поступать по отношении друг к другу, ибо кто хочет быть первым путь будет всем слугой» (Ин 13:13), — этими словами Он дал понять апостолам совершаемое не есть непосредственная необходимость, заканчиваемая там где оно началось, а нечто более глубокое; положив начало — подав пример восприятия ближнего своего и отношения к нему, — Спаситель наказывает ученикам, чтобы те всегда, подражая этому жесту, так же относились друг к другу. Из этого поступка и христианин должен брать себе пример — распространять полученное на богослужении в храмовом пространстве на область окружающую вне стен храма. 

После омовения ног обряд продолжался по еврейскому обычаю: младший спрашивал: «чем эта ночь отличается от всех остальных?», старший же отвечал: «рабами мы были в Египте а теперь свободны»; все едят хлеб с горькими травами, вспоминая горечь египетского рабства; пьют вино, радуясь о том что Бог их посетил, но при этом десять капель капают на блюдо в честь десяти казней; они полулежат, потому что они расслабленны — они теперь не рабы, но в то же время чресла их препоясаны, потому что они в любой момент должны сдвинуться с места туда куда Бог укажет и многие другие смволические подробности и жесты. Но в этот сложившийся ритуал Христос неожиданно для учеников вносит новшество: Он указывает на хлеб, преломляет его со словами «Возьмите ешьте, это Тело Мое, которое за вас преломляется в оставление грехов», потом указывает на чашу и говорит: «Пейте от нее все, это Кровь Моя Нового завета, которая за вас и за многих изливается во оставление грехов», также добавляет: «И это повторяйте в мое воспоминание». Прошло два тысячи лет и на самом главном богослужении — литургии, по молитве священника и собравшихся прихожан хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову. После этого, Спаситель «возмутившись духом» (Ин 13:21) говорит своим ученикам о том, что «один из вас предаст Меня» (Мф 26:21), ученики ужаснулись стали вопрошать : «Не я ли, Господи!» (Мф 25:22), Христос же, обмакнув хлеб в вино подал его Иуде со словами: «что сделаешь, дай скорее» (Ин 13: 27), с тем куском, как повествует евангелист, вошел в него дьявол; Иуда принял хлеб и ушел. Ученики знали, что тот был ответственным за ящик с пожертвованиями, поэтому думали, что Христос просил его сходить еще за продуктами… После этого происходит знаменитый диалог с апостолом Петром в котором последний был себя в грудь, говоря Спасителю, что «Если все отрекутся, я не отрекусь», что «готов с Тобой и в темницу и на смерть», на что Учитель отвечал ему: «Трижды сегодня отречешься, прежде пропоет петух» (Ин 13:28)… 

Христос с апостолами по обычаю отправляется в Гефсиманский сад, где усердно молясь «даже до кровавого пота», просил от Бога Отца сил и крепости Себе и своим ученикам в грядущих событиях. Поскольку была ночь (с четверга на пятницу) усталые ученики быстро засыпали, Христос выходил к ним, но те на мгновение проснувшись, снова погружались в сон. И пришел Он к ним последний раз, разбудив их словами: «вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников! Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» (Мф 26:46), он указал на отряд войнов, которых привел с собой Иуда. 

Лобзанием был предан Сын Человеческий и отдан в руки грешников. Он был осужден на судилище у первосвященника, приведен к Понтийскому Пилату и отдан на распятие…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *