В 10-ю неделю по Пятидесятнице в евангельском чтении на литургии из уст Спасителя был услышан упрёк в маловерии. Легче всего этот упрёк отнести к апостолам или, что ещё легче, к тем, кто был вокруг. Там ведь много было разных людей: и простые граждане, и умники-фарисеи, и знатоки Закона – книжники, и несчастный отец беснующегося мальчика. Однако не стоит списывать этот упрёк лишь в адрес современников Христа. Евангелие – книга на все времена, а не исторический памятник.
Но ведь упрёк Господа воистину страшен: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф 17:17). Если уж Бог-Любовь говорит такое тем, кого Он любит, за кого Он умрёт мучительной и позорной смертью на Кресте, тогда в прицепе человек действительно пал чудовищно низко. Тогда и в самом деле нечего заниматься мелкой шлифовкой отдельных недостатков характера, нечего суетиться о пустяковых нарушениях поста, о недостаточно внимательной молитве, о раздражении, лени, грубости. Не до мелочей, когда человек предает Спасителя в главном: не верит Ему…
Вот, слушая воскресное Евангелие далее, обнаруживаются слова Христа, которые ясно показывают качество человеческой веры: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф 17:20). И тут человеку действительно нечего возразить: горы грехов не сдвигаются с места, страдания близких не исцеляются возложением рук, беснующиеся отроки и отроковицы не оставляют своего беснования, хоть человек и молится о них, и много, слишком много в жизни такого, чего изменить человек хочет, но не может.
Долго длится жизнь, долго пытается человек своими силами, по своему разумению, по своим планам сделать её счастливой и гармоничной. Долго и упорно человек верит самому себе, своему опыту, своим знаниям, своим талантам, пока, наконец, Господь, тяжкими испытаниями, многими падениями, скорбями и слезами, не научает его простой истине: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5). И когда человек понимает это не теоретически, а всерьёз, как закон жизни, тогда ему открывается и смысл первой заповеди блаженства: «Блажены нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Им, верящим не в свои силы, не в свои блистательные способности, а в Бога-Спасителя, принадлежит Вечная Жизнь. Вот почему Господь говорит Своим ученикам о посте и молитве как о способе чудотворения. Только надо понять, что пост – это не просто отказ от мяса в известные дни. Пост – это постоянное пребывание в готовности к отказу от самого себя, от своего ума, от своих желаний, от своей воли и решимость принять и исполнить волю Божию. И молитва – это, конечно, не простое вычитывание утреннего и вечернего молитвенного правила. Молитва – это такое состояния, когда человек забывает о себе, потому что думает о Том, Кого любит.
Такого поста и такой молитвы собственными силами не достичь, как невозможно человеку тяжелому и телесному взлететь в небо. Тут вера в свои силы не поможет. Тут нужна вера в Бога.