О празднике Богоявления

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отринув всякую нечистоту и похоть мирскую, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит 2:11-12), — такие  слова обратил к нам сегодня Господь через послание апостола Павла к Титу и неслучайно прочитываются на божественной литургии в храме в тот день, когда освящается вода — силой, действием и наитием Святого Духа. Через подвиг всей жизни Христа Спасителя, наипаче же через Его страдания, смерть и Воскресение, Он прощает всему роду человеческому грех Адама, даруя людям Свою благодать, Свою силу. Христос своим подвигом восстанавливает с людьми те отношения, которые были в раю, и каждого из них вновь ставит в то положение, в котором пребывал Адам, — исполнять волю Божию или не исполнять. 

Апостол говорит о том, что эта благодать научает человека, чтобы он отвергался нечестия и мирских соблазнов. Как же может научать благодать? Человека научают слова — устные, письменные; научает опыт жизни. Но как Божия благодать может научать человека? И апостол дает на это ответ: любые проблемы, которые человек способен решить силой своего разума, он может решить при достаточном уровне образования, знаний и умений. И только самую главную жизненную задачу — задачу человеческого спасения — человек силой своего разума решить не может.

Благодать научает еще и в том смысле, что, несмотря на все искушения — интеллектуальные, поведенческие, которые обрушивались на людей в течение всех этих двух тысяч лет христианской истории, — истина о спасении сохраняется неповрежденной в Церкви Божией.

Это неповрежденное хранение истины недоступно никакому, даже самому мощному человеческому разуму — только силой Божией хранится истина о спасении. И сегодня, когда в церквах освещается вода, совершается действие, которое было бы невозможно, если бы Христос не пострадал и не воскрес и не явил человеку благодати Духа Святого. Освящение воды, низведение Божественной благодати на физическую природу есть символ и знак того освобождения от греха, которое Бог во Христе явил роду человеческому. И каждый, кто прикасается к освященной воде, кто окропляется ею, кто вкушает ее, получает эту Божественную энергию, Божественную благодать, которая научает отвергнуть нечестие и похоть мирскую, помогает сохранить себя для Царствия Божия. Поэтому, почерпая освященную воду, должно помнить, что тем самым человек прикасается ко святыне. Само это почерпание воды в храме есть священнодействие. 

Порой в храмовые стены вносится стихия внешнего суетного мира: кто-то спешит после службы, хотя пораньше почерпнуть воду, кто-то может даже толкнуть или обидеть человека, стоящего рядом. Что же это?! В тишине и с молитвой должна почерпаться святыня. Как причастие может быть в суд и во осуждение, а не во спасение души и исцеление тела, так и в суд и во осуждение может быть приятие святой воды. И тем, кто без благочестия и без страха Божия почерпает воду, сия вода перестает быть водой, текущей в жизнь вечную.

Оттого приходя в храм в этот день, не стоит спешить его покинуть. Святые отцы наставляют об этом следующими словами: Стойте возле сосуда со святой водой, ждите, когда подойдет ваша очередь и крепко молитесь Господу — о самих себе, о семьях ваших, о детях и внуках, о душевном и физическом здоровье, о стране нашей, о народе нашем, о Церкви нашей — дабы Господь силой и благодатью Святаго Духа всем нам дал возможность отвергнуться нечистоты и мирской похоти для жизни в нынешнем веке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *