Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля Святая Церковь соборно празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. 

История Праздника Благовещения очень известна, но, тем не менее, она имеет в себе несколько на первый взгляд незаметных, но впоследствии ключевых моментов, на которые стоит обратить внимание. 

Некая назорейская дева — Мариам, обрученная мужу именем Иосиф, пребывает в молитве. Она не взрослая, не умудренная жизнью, но в то время на Дальнем Востоке девочка становилась женщиной тогда, когда могла родить ребенка. Из-за этого в то время девушки взрослели намного быстрее, чем юноши, и вообще в исторической перспективе степень инфантилизма сильно изменялась: раньше девушка становилась женщиной к ~15-ти годам, а сейчас можно наблюдать, как 25-летние дети сидят на шее у престарелых родителей. В древние времена средний срок жизни составлял 27-30 лет, и люди за этот промежуток проживали полную насыщенную жизнь, но увеличением времени жизни степень ответственности падает, связи с чем можно наблюдать инфантилов с бородами. 

Богородице является ангел и обращается к Ней: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк 1:27), а Она же размышляет, что бы могло обозначать это приветствие. Ангел продолжает и говорит, что ..не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус (Лк 1:28), тогда Она возражает. На самом деле такая реакция сильно удивляет, потому что Она вовсе не испугалась ангела, а стала с ним говорить. Подобное может быть только у детей, из-за того что у них границы между чудесным и рациональным практически нет, поэтому отсутствие удивления, страха, и даже наоборот — размышление об этом странном приветствии, говорит необыкновенной детской чистоте души Мариам. Когда Она задает этот вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк 1:34), ответ ангела также по-своему интересен. Стоит помнить, что чудо никогда не отвечает на вопрос как, то есть итоговый результат виден (кто-то исцелился от болезни, мир был сотворен из ничего, четверодневный Лазарь воскрес), но то как это произошло — непонятно, да и нет смысла задавать этот вопрос, рационализируя Божественную волю. И после этого вопроса ангел так же и отвечает, говоря, что именно произойдет: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк 1:35). Не понимая как это произойдет, юная Мария продолжает доверять Богу, оттого отвечает: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38). В. Н. Лоссикий писал об этом: многовековая божественная педагогика ожидала этого момента; и это действительно так, — множествественные пророчества говорили о скором пришествии в мир Мессии.

Если смотреть на произошедшее глазами тогдашнего иудея, можно обнаружить, что Второзаконие предписывает очень серьезные кары той жены, которая имеет незаконного ребенка. И Богородица, воспитанная в иудейской традиции, понимает, что если Она не замужем, если Она мужа не знает, или имеет ребенка не от своего обручника (Иосифа), Она может предстать перед жестоким ветхозаветным судом. Получается, что Она соглашается не только на подчинение Божественной воле, но правилам древнего еврейского общества, по которым Она должна быть казнена. Можно сказать, что дети могут по своей наивности соглашаться на многое, но юная Мариам пребывает уже в таком возрасте, когда все хорошо понимает. Да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38) означает, что я не знаю, что со мной будет, но я полностью подчиняюсь Божественной воле, даже если это грозит мне ужасными последствиями. 

И, вот, с этого момента начинается новозаветная история о Воплощении Сына Божьего, Его проповеди и Воскресении. Перед Богородицей стоял выбор, и никто Её к правильному ответу не склонял, Она Сама открыла дверь Богу в мир людей, тем самым сделав возможной Спасительную Жертву, через которую человек избавился от рабства греха.

В этот день и накануне в Благовещенском соборе были совершены торжественные богослужения, а в воскресение вечером в стены собора были привезены святые мощи Марии Магдалины и Лазаря Четверодневного — современников Девы Марии и Спасителя. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *