День памяти преподобномученицы Анастасии Римляныни

Сегодня Святая Церковь совершает память святой преподобномученицы Анастасии Римляныни, жившей и прославившей своим мученическим подвигом Христа во второй половине III в. Девушке был 21 год, когда начались гонения императора Декия; она была очень красива, отчего многие знатные римляне просили ее руки, но Анастасия всегда им отказывала, по наставлениям ее духовной путеводительницы Софии — игуменьи монастыря, где с трех лет после смерти родителей жила преподобномученица. Наконец римские войны ворвались в монастырь, схватили Анастасию и поволокли на городскую площадь к военачальнику. Ее шею оплетала железная цепь, руки и ноги были скованы кандалами, но в глазах совсем не было страха, наоборот, она была спокойна и смотрела куда-то наверх: обратила духовные очи к своему Жениху, Христу. Множество народа собралось посмотреть на девушку: даже в цепях она была прекрасна, а цепи и кандалы смотрелись на ней будто серебряные украшения. Анастасия сначала кротко и смиренно отвечала на вопросы военачальника, но когда он предложил поклониться своим богам и отказаться от Бога Истинного, лицо святой стало серьезней и, посмотрев ему глаза, она твердо и строго отвечала, что мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие – есть Господь мой Иисус Христос, от Которого ты не отвратишь меня твоими соблазнительными словами. Неожидавший такого ответа военачальник приказал избить и раздеть на глазах толпы святую, которая продолжала обличать его поступок, его богов и продолжала исповедовать Бога. Гнев переполнял истязателя, он отдал ее в руки своих палачей, которые там же привязали Анастасию к столбам вниз лицом; под нее подложили огонь с серой и смолой и мучили ее снизу огнем и зловонным дымом, а по спине, без милости, били палками. Ее лица не было видно, над площадью повисло страшное молчание, слышны были лишь сильные удары и вздохи, сквозь которых прорывались слова из псалма: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей (Пс 50:1). Лежа над огнем, она была до тех пор бита, пока не изнемогли палачи, после же, отвязав ее от столбов и сняв с костра, они привязали ее к колесам и, вращая колесо, переломали все ее кости и изорвали жилы. Анастасия продолжала молиться, как вдруг произошло чудо: колесо само собой остановилось, и все стоявшие увидели на нем развязанную и невредимую святую. Не сдерживая свою злобу и ярость, военачальник приказал повесивши строгать ребра и терзать ее тело, после чего подверг ее таким мучениям, что уже смотревшая на это толпа возмутилась и потребовала остановить это, вывести девушку за стены города и отсечь ей голову, так святая отошла ко Господу. 

Анастасия молилась до самого последнего своего вздоха в эти ужасные моменты, ужасные впервую очередь для тех, кто и мучил, и смотрел. Стоя посреди толпы, намного проще сливаться, начинать мыслить как все вокруг, смотреть на вещи со всеми одинаково — это предает какое-то чувство безопасности/сохранности, но, порой получается, это настолько пресекает свободу и волю человека, что толпа превращается в настоящее стадо, ведомое своим пастухом. Так человек очень быстро, отказываясь от собственной уникальности, индивидуальности, подчиняя свой выбор, свое свободомыслие каким-то нормам толпы, уподобляется самому страшному существу на планете; правильно говорил классик: человек — это самое прекрасное Божие создание и самое страшное существо на земле, — и мученический подвиг святой Анастасии показывает этот разящий контраст. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить обрящет (Ин 10:9), — говорит Христос, объясняя, что человек может быть человеком только лишь будучи сопричастным одному стаду — Церкви Христовой, ведомой единственным истинным пастырем добрым Иисусом Христом. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *