Об исцелении Гадаринского бесноватого

В воскресный день на божественной литургии было прочитано евангельское зачало с известным исцелением Гадаринского бесноватого. Иисус Христос со своими учениками приплыл в страну Гадаринскую, где встретил бесноватого отрока, душой которого овладела нечистая сила настолько, что он рвал цепи, которыми его сковывали. И в этот момент между этим человеком — или скорее говорящими внутри него бесами — и Христом происходит беседа, в которой они именуют себя легионом, потому что их много (Лк 8:30), и просят позволить им выйти из этого человека и войти в стадо свиней, которое поблизости паслось. И, выйдя из отрока, стадо свиней бросилось с обрыва в озеро. Когда произошедшее увидели сбежавшиеся жители страны Гадаринской, они попросили покинуть Иисуса Христа их земли.

Это известное зачало, его предписывает литургический устав читать 5 раз в год, также его любили вспоминать отечественные классики и философы, по большей части известен роман «Бесы» Ф.М. Достоевского, который раскрывает произошедшее на Гадаринской земле в судьбе России. В сущности же, исцеление бесноватого Христом повествует каждом из живущих и отвечает на извечную проблему, на которую всю историю жалуется человек: почему так сложно жить? или почему так все плохо? И действительно, постоянное видение вокруг себя предмета жалобы, заставляет человека больше думать о чем-то что мешает жить. Если обратить внимание, то при описании кого-то, намного проще наговорить плохого/раскритиковать, — на это попросту найдется больше слов; на похвалу или восхищение, или одобрение, обнаруживается куда меньше словарный запас у человека. Когда во время праздника гости поздравляют виновника, то подчас говорят одни и те же вещи, потому что сложно найти в памяти то, к чему возвращаешься лишь изредка; когда же появляется повод кого-то раскритиковать или написать разгромную рецензию, то всякий не откажет себе в «содержательном монологе». И в этих простых вещах видно, как мало в человеке любви к другому человеку, как неловко ему находить эти частицы в своем маленьком мирке, чтобы с кем-то ими поделиться. А если не Истина становится главной основой жизни, мерило которой Любовь, то что же? — нечто другое, несопоставимое с Ней. Блаженный Августин говорил, что люди ненавидят истину из любви к тому, что почитают истиной, и тем самым искореняют в себе действительно все живое и человеческое, оставляя лишь форму, которая уже не живет, а существует в угоду каким-либо своим интересам: удовольствие, карьера, слава. Получается, такой образ жизни находит смысл лишь здесь на земле и надгробная плита ставит точку на нем. Оттого и такой страх смерти, гибели, даже у религиозных людей: Д.С. Мережковский писал о «Царстве Зверя» и «Грядущем Хаме», В.С. Соловьев — «Три разговора с повестью об Антихристе», Леонтьев называл Россию «гниющим трупом» и т.п., — все мысли наполнены эсхатологическим содержанием, в основе которого лежит страх смерти. Да, в первые века христиане тоже жили ожиданием Второго Пришествия, но это ожидание было наполнено не скорбью и страхом конца жизни, а пасхальной радостью: «..чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», — говорится в Символе Веры.

Однако, все заканчивается на том, что человек, согласившись с этим, приняв это, выходит из храмовых стен и вновь зарывается в бытовой рутине бесконечных проблем. И так происходит постоянно, один русский филолог сказал интересные слова: этот мир страдает от тавтологии — и, действительно, так и получается. Все люди одинаковые и у всех подчас одни и те же жизненные трудности, которые происходят по большей части в сознании человека, нежели наяву, так как человека окружает именно такой мир, который он мыслит. Жители Гадаринской земли попросили оставить пришедшее к ним Спасительное Слово и в этом очень похожи на сознанием современного человека. По их убеждению проще иметь свой маленький комфортный мирок, где им хорошо, где у них есть ощущение, может быть, какого-то счастья, но для Бога там места не находится, потому что больно сложно жить с Истинной в сердце, когда голова занята решением деловых задач, а душа посвящена карьерному росту и получаемой от этого выгоде. Святые отцы очень хорошо учили определять, является ли человек таковым или нет: надо просто обратить внимание, как много сил человек тратит на то, чтобы скрывать — не искоренять, а именно скрывать — идеи, мысли, желания, поступки, за видимым образом благочестия. И чем больше сил на это уходит, тем более человек походит на жителя Гадаринской земли, которому Бог попросту не нужен. И, вот, ответ на эти вопросы: почему так сложно жить? или почему так все плохо?..

И вывод из евангельского эпизода об исцелении гадаринского бесноватого один: лучше быть одержимым целым легионом бесов, но волевым усилием, прийти ко Христу, получить от Него исцеление и остаться с Ним, чем быть благополучным жителем, который имеет какую-то свою истину вместо Истинны Божией, отчего ему становится в итоге дороже потерянная свинья, нежели пришедшее Спасительно Слово. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *