О праздновании Новолетия

Святая Церковь есть богочеловеческий организм глава которой — Христос, так учит апостол Павел, говоря, «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор 12:27) и «..поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф 1:22-23). Так Священное Предание в лице огромного богословского наследия от святых отцов учит, что человек, живущий сопричастно этому организму и называющий себя христианином, должен видеть и находить во всем окружающем божественную промыслительную всеустрояющую Руку. Так присутствуют множественные традиции на церковные праздники освещения различных плодов, а также отдельные требы, в которых верующие люди приглашают священника отслужить особенное молебном пение для благословения нового дома, транспортного средства, — то есть во всем человек испрашивает у Бога благословения, тем самым показывая, что быть христианином — это не только приходить в храм по воскресным дням и освещать куличи на Пасху, но и в своей личной жизни отводить отдельно значимое место для Бога. 

Так, Святая Церковь не оставляет без внимания и календарно значимые события, и Новый год есть одно из них. В требнике существует особенное молебное пение на этот случай, в молитве которого есть такие слова: «Благодарим о щедротах Твоих, яже удивил еси на нас в мимошедшее время живота нашего, молим Тя, всещедрый Господи! Благослови венец наступающаго лета, Твоею Благостию: сохрани возлюбленных рабов Твоих. Умножи дни живота их в непоколебимом здравии, и во всех добродетелех преуспеяние им даруй. Подаждь свыше благая Твоя и всем людем Твоим, здравие же, спасение и во всем благое поспешение», — молящиеся благодарят Бога за Его благодеяния в уходящем году и испрашивают от Него благословения на наступающее лето/год. То есть нельзя говорить, что Церковь обходит этот праздник, который является частью мировой культуры, однако, он выпадает на ныне идущий Рождественский пост, который не сильно строг, но не предусматривает излишнее торжества, чтобы не отвлечься ими от чаяние преходящего в мир Спасителя. Тем более служба, служащая уже вечером первого января предваряет Предпразднство Рождества Христова, тропарь которого уже исполнен праздничными настроениями, а катавасии «Христос рождается, славите!» на каноне уже с Введения во храм Пресвятой Богородицы поются. И вот эти небольшие литургические добавления сравнимы с восходящей Вифлеемской звездой, лучи которой лишь изредка мерцают, но скоро она озарит Рождественскую Ночь своим торжественным светом! 

Так и праздник Нового года, который открывает венец пришедшего лета, свидетельствует о скором Рождестве Христовом. Оттого и верующие не обходят стороной, но собираются в храмовых стенах на Новый год и соборно приносят свои молитвы, испрашивая у вся твари Содетеля, времена и лета во Своей власти положившего,  благословить благостью Своею венец лета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *