Вознесение Господне

Двунадесятый праздник Вознесения знаменует окончание земного подвига Господа Иисуса Христа. Апостол и евангелист Лука из книги Деяний святых апостолов и из евангельского зачала, читаемого в день праздника, повествует, как на Елеонской горе Христос в разговоре со своими учениками «отверз им ум к уразумению Писаний»(Лк 24:45), повелел им пребывать в Иерусалиме «доколе не облечетесь силою свыше» (Лк 24:49) и, благословив их, вознесся на небо. Апостолы же, по вознесении своего Божественного Учителя, вернулись в Иерусалим «с радостью великую»(Лк 24:52). 

Многие богословы разных времен, всякий раз размышляя об этом Празднике, задаются вопросом «почему это событие отмечено празднеством, более того, почему сами апостолы — свидетели земной жизни Спасителя — раздуется?» «Возлюбленный Учитель, Который один открывал им всякую истину и разгонял мрак сомнений, налегавший иногда на души их, оставляет их как бы себе самим, единственный их Покровитель и Защитник оставляет их среди иудеев и народа враждебного, Христос Господь, от беседы с которым сердце их исполнялось живою радостию, оставляет их в мире, полном неудовольствий, скорбей всякого рода бедствий, а они радуются. Непонятное чувство!» — говорит Феофан Затворник. И, поистине, некоторые сюжеты и образы из Священного Писания порой трудно доступны для понимания верующего именно в настоящем смысле, который вкладывается пером богодухновенного писателя. 

Что видит сегодняшний христианин в настоящем Празднике? Он видит, что Христос, исполнив миссию спасения человечества от абсолютной власти гpеха, ада и смерти, возвращается к Своему превечному существованию, — и это действительно так, однако, что же может наполнять неизъяснимой радостью и торжественными настроениями этот день? Ответ на этот вопрос кроется несколько глубже буквального понимания описываемого события… 

Господь Иисус Христос, распятый на кресте теми, ради кого и пришел в этот мир, по своем Воскресении возносится на небо именно в той преображенной человеческой природе, которую принял в Рождестве Своем. Он не избавляется от этой нее, сбрасывая словно одежду «которая больше не пригодится». Имея на своих руках и ногах язвы —  следы от гвоздей, которыми Его прибивали ко кресту, Он возносится в ней самой на небо и садится одесную Бога (Мк 16:19) тем самым принимая полноту человеческой природы в Бытия Пресвятой Троицы. Значит, Бог соединяется с человеческой природой в Рождестве не на какое-то время, а навсегда, и каждый человек становится не только носителем Образа Божия, но получает возможность приобщения к самому Божественному бытию. Вознесение замыкает триаду основных событий Евангельской истории. Можно сказать, что все православное учение о спасении покоится на основании трех праздников: Рождества, Пасхи и Вознесения. Рождество — это Боговоплощение, вочеловечение Сына Божия, которое пpеодолело тpагический pазpыв между Твоpцом и самым совеpшенным и любимым Его твоpением, возвpатило человека к Источнику Жизни, Истины и Любви. Воскpесение Хpистово уничтожило неизбежность смеpти, ибо, поглотив Человека-Хpиста, смеpть пpикоснулась к Богу и была истpеблена сама. Вознесение Хpистово вместе с Его пpечистой плотью возводит потенциально все человечество в Цаpство Пpесвятой Тpоицы. 

В древности рассказы о Вознесении отражали радостный пасхальный опыт свидетелей Воскресения. Этот опыт состоял в переживании живого присутствия распятого, воскресшего и вознесшегося Спасителя. После же Вознесения близость с Ним переживалась так сильно, что христиане исповедовали: «Он открылся Сыном Божиим в силе» (Рим 1,4). Это спасительное деяние Бога воспевали, о нем размышляли снова и снова, его провозглашали. Вознесение Христово придавало христианам уверенность в том, что Иисус не покинул их, но что Он – в вечности, а следовательно, всегда с ними. Из этой радостной веры Евангелист Лука и формирует свои высказывания о Вознесении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *