Изнесение Честных Древ Животворящего Креста. Начало Успенского поста

14-го августа в праздник Изнесения честных Древ животворящего Креста Господня в Благовещенском соборе была совершена литургия, а накануне — вечернее богослужения с выносом Креста. 

Этот праздник имеет свою историю, которая относит к XII веку. В Константинополе в то время бушевала страшная эпидемия, которая прекратилась, когда весь город собрался на соборную молитву и возглавляемым патриархом крестным ходом пронес по улицам Древо Креста Господня. В благодарность Богу за чудесное исцеление было установлено празднование этого дня с освящением воды 1-го августа (по ст.ст.). 

Однако не всякое историческое памятование ограничивается рамками времени и кругом фактов, любой праздник в христианской литургической практике имеет в себе прямое или символическое осмысление, относящееся непосредственно к каждому стоящему в храме. Вынос Креста предваряет Успенский пост — второй по значимости и строгости после Великого, — от того осмысление этого выноса должно смеживаться с постными настроениями…

Крест есть главное оружие и символ христианства, символ победы Жизни над смертью, однако, в литургической практике любой праздник связанный с Крестом служится в фиолетовом или бордовом облачении, то есть в постных оттенках, а вынос Креста происходит под покаянное пение «Святый Боже». Крест Господень является также напоминанием о самом ужасном поступке, который человек мог совершить. При взгляде на Распятие вспоминается страшная ночь в Гефсиманском саду и Голгофа — искупительный путь Иисуса Христа. «Грядый Господь на вольную страсть и горе тому, кем Сын Человеческий предается!» — Бог, принявший человеческую природу, был убит самой мучительной и позорной казнью от рук своего же создания! Не нужно быть богословом, чтобы понять всю трагичность этого злодеяния. Царь Славы, преданный лобзанием, облаченный в багряницу, венчанный терновым венцом под крики «Распни его!»(Ин 19:12) был вознесен на Крест. Рука, создавшая человека, была этим же самым человеком приколочена к дереву гвоздями… Но созерцая на распинатилей своих, Он говорил лишь «Прости им, ибо не ведают что творят»(Лк 23:34), даже в этот ужаснейший час проявляя Божественную любовь Создателя к своему созданию. 

Он пострадал за грехи всякого человека живущего до и после Его земного бытия —  «Грех вземляй мира» (Ин 1:29), а значит люди и по сей день распинают Христа в своих проступках, вновь и вновь в своих грехах приколачивая ко Кресту своего Спасителя — в этом есть парадокс и глобальность этого события, вбирающего в себя вообще всё бытие. И это огромная трагедия, потому что во всяком укорении, или осуждении, или лжесвидетельствовании, или в любом другом грехе по отношению к ближнему и к самому себе человек берет ответственность за пролитую на Голгофе кровь. 

От того и существует в Святой Церкви время покаяния, время постов, чтобы всякий верующий через воздержание от всякой вещи приближавшей ко греху смог изменить себя в лучшую сторону, то есть покаяться. Греческое слово «μετάνοια» [метанойя] перенесенное в русский язык как «покаяние» дословно переводится как «изменение ума», то есть пост призывает человека переосмыслять свое бытие. Еврейское же слово «תשובה‏‎» [тшува], которое произносили Иоанн Предтеча и Спаситель вначале своей проповеди (Покайтесь ибо приблизилось Царствие небесное»(Мф 3:2)), переводится как «разворот в противоположную сторону», но так же несет в себе смысл покаяния. И, наверное, это евреское слово именно в этот момент более уместно, так как Крест призывает человека переосмыслить свою жизнь — ретроспективу своего бытия, вспомнить Распятие, цену всякого греха и развернуться в том смысле, что признать: до этого моманта он двигался не в ту сторону. А встав же на путь не «от» к «ко» Христу, должно изменить свой ум (μετάνοια), упразднив в себе грех постными приношениями, чтобы с чистою совестью и горячим сердцем встретить велий двунадесятый Праздник Успения Пресвятой Богородицы. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *