Воскресное богослужение 28 октября

Жизнь современного человека сильно отличается от таковой 100 лет назад, когда человек не имел возможности каждый день находить для себя что-то новое из-за однородности всех его окружающих людей, которые смотрели на мир примерно одинаково и имели также одинаковые потребности, что нельзя сказать про сегодня, когда, благодаря технологиям, каждый имеет возможность получать любую интересующую его информацию и развиваться только в том направлении, которое вызывает должную симпатию. Оттого мир в настоящее приобрел совершенно иной вид, в котором люди друг на друга не похожи, — они по-разному смотрят на жизнь во всех ее проявлениях: в семье, дружбе, работе, политике, религии и т.п. И вот эта свобода быть каким хочется подчас становится главным барьером в развитии любого человека, потому что современный мир предоставляет настолько огромный спектр увлечений и видений мира, что безусловно каждый сможет найти свою нишу, в которой и останется. Останется потому, что это максимально удачно подобранная зона комфорта, за которой окружающий мир меркнет, потому что больше не нужен. И, наверное, это не всегда плохо, — не должно осуждать интровертов, потому что в каком-то смысле ими же становились отшельники и аскеты, проводящие свою жизнь вне людей и постоянно предстоя перед Богом. Однако, всякая мнимая свобода выбора предполагает выбор в первую очередь мировоззрения, которое устраивает та или иная религия, или философская концепция. Оттого вероятность возникновения конфликтных стыков между людьми достигает своего критического значения: пройдясь в магазин за хлебом можно встретить по меньшей мере представителей 2-х религий, атеиста, деиста и агностика. Из-за такой контрастности всякий верующий человек задается очевидным вопросом: «Что будет с ними на Страшном суде?». 

И сегодняшнее евангельское зачало, читаемое всвязи с памятью святителя Иоанна, епископа Суздальского, дает ответ на подобные вопросы. В нём Иисус Христос говорит, что «всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится» (Лк 12:10), четко разграничивая этими словами два вида человеческого мироустройства. Феофилакт Болгарский отмечает, что к первому виду, который Спаситель прощает, относятся те люди, которые устраивают свою жизнь так, как традиционно заведено их местными или семейными нравственным нормами, может даже идущими вразрез с нормами среды христианской; и, если человек из такой среды осмелится сказать хулу на Христа, ему это будет прощено, потому что он не имеет полного и осмысленного представления того, кто есть Сын Божий. Однако, по словам Божественного Учителя становится ясно, что существуют и те, кому не будет прощено, а именно те, «кто скажет хулу на Святого Духа» (Лк 12:10). Эти слова относятся к тому человеку, который, прикоснувшись к Божественному Откровению, сознательно делает выбор в сторону зла, не имея ни чувство страха, ни совести. История хранит память об одном из таких людей, — Иуда Искариот, именно его руками было совершено самое ужасное злодеяние. Став свидетелем множественных Христовых чудес и одним из первых среди всех людей причастившись евархистических даров, ему ничто не смогло помешать стать самым большим предателем в истории. 

Апостол Павел, рассуждая над этими словами Спасители, поясняет, что «язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15), то есть для всякого неверующего человека на страшном суде мерилом его поступков будет не закон христианской морали, а совесть. Конечно, здесь тоже много сложностей в виде так называемой совести лукавой, которая имеет свойство оправдывать греховные поступки, но это не главное. Главное то, что Господь Иисус Христос соделал домостроительство человеческого спасения таким образом, что каждый мог наследовать Жизнь Вечную. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *