Воскресный день 23 декабря.

Ныне Святая Церковь совершает память мучеников Мины, Ермогена и Евграфа, а также святителя Иосафа, епископа Белгородского. Богослужебный же устав предписывает рядовое чтение Евангелия от Луки, в котором описывает известный эпизод о исцелении десяти прокаженных. 

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.Один же из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк 17: 12-19)

Священное Писание в силу своей Богодухновенности, обладает удивительным свойством быть актуальным во все времена не только для определенной группы людей (к примеру — для православных христиан), но и для всякой человеческой личности индивидуально. И, на первый взгляд, традиция толкования данного отрывка напрямую сопряжена с темой благодарности, — даже на совершении благодарственных молебнов читается именно это зачало. Однако, если смотреть на описываемое евангелистом несколько иначе, можно увидеть и многие другие смыслы, раскрывающие отношения между Богом и человеком. 

Одним стихом раньше этого зачала написано, что идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею (17:11). Надо сказать, что Самария считалась в то время нечистым местом, потому что там жили евреи вместе с язычниками, из-за чего считались сектантами и еретиками, да и к с самой Галилее было сложное отношение, потому что там жило много греков-язычников, и иудеи старались не проходить между Самарией и Галилеей, но так как Иисус пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных, видно Его и в этом месте. Его встречают десять прокаженных, и вот эта цифра тоже имеет свой особенный смысл. Десять в иудейской традиции того времени означало — миньян, то есть то количество мужчин, которые могут совершать общественную молитву. Если меньше, то совершать общественную молитву не позволялось. Их количество символически являет полноту, которая сейчас бы отразилось в тех настроениях и состояниях человека, который хочет к Богу обратиться, например, Игнатий Брянчанинов описывает несколько принципов молитвы, без которых обращение к Богу теряет всяких смысл (искренность, правильность, продолжительность). 

Они остановились вдали, действуя в соответствии закону, в котором запрещалось прокаженным подходить близко к людям, они должны были по закону стоять вдали от людей и даже кричать: «прокаженный!, прокаженный!», или «не чист!, не чист!», и носить специальные одежды, по которым их можно было узнать. Они обращаются к Спасителю словами Иисус Наставник, помилуй нас! (Лк 17:13), и Он отсылает их к священнику, чтобы тот их осмотрел, какая это проказа, именно священник устанавливал чист человек или не чист. 

И по дороге происходит чудо, —  они исцеляются. Один же из них, видя это,  возвратился, громким голосом прославляя Бога. Видно, что евангелист, описывая это, с некой досадой говорит, что этот был самарянин (Лк 17:16). Зная положения, в котором евреи не общались с самарянами, Христос исцеляет и его, и только он — еретик и сектант — приходит отблагодарить Спасителя. Он спросил исцеленного, о том, что не десять ли исцелились? ( Лк 17:18) и отпустил его. 

Это зачало открывает, ставит перед случающим сложный и в чем-то трагичный вопрос: кого видит человек в Иисусе Христе?

Бог, приведший человека из небытия в бытие, подаривший ему этот мир, становится в глазах творения не всеобъемлющей и бесконечной Любовью, но ни чем иным, как некой силой, которая может избавить от недуга, или уладить накопившиеся проблемы, — подчас человек приходит в храм и действительно искренне молится Богу и начинает вести праведный образ жизни только тогда, когда его мир начинает рушиться. Десять прокаженных и являют всю природу человеческую, прокаженную злобою, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне Града Небесного и отстоящую далеко от Бога. Но Господь заботится не только о верующих, или тех только лишь о православных христианах, Он заботится всех людях без исключения, будь то католики или протестанты, или язычники, или вовсе неверующие, — Он всем человеком хощет спастись, и в разум истины прийти (1Тим 2:4), — пишет апостол. И это зачало с прокаженными есть призыв к совести правоверных опережать в своих делах людей инославных, и если происходит наоборот, то это не совсем правильно и даже очень печально, когда православный человек не опережает в благочестии других людей.  Еще апостолам Христос сказал: если ваша праведность не превзойдет праведность книжников и фарисеев, вы не войдете в Царствие Небесное (Мф 5:20)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *