О Великом Посте

Вот уже вторую неделю во всем Православном мире идет Великий пост, который не только отличается, но и превосходит по строгости и чаянии все другие продолжительные посты, даже Рождественский, потому что ведет он к самому главному и центральному событию Христианского богословия — Светлому Христову Воскресению. И это не только великий Праздник, в котором Христос, пройдя через врата смерти, спас человеческую природу от владения ею грехом, но и великая трагедия, потому что человечество достигло такого падения, так далеко отдалилось от Бога, что только крестная жертва Сына Божьего смогла это искупить и дать новую возможностью единения с Ним. Человек предал Сына Божьего самой страшной и позорной смерти на кресте провозглашая: «Кровь его на нас и на детях наших!» (Мф 26:25) и тем самым взяв полную ответственность за убийство Того, Кто пришел в этот мир спасти всех людей. А Господь Иисус Христос с креста смотрел на своих распинателей и взывал ко Отцу: «Прости им, ибо не ведают что творят» (Лк 23:34). Так опустившийся в бездну греха человек взял на себя ответственность за самое страшное, что могло произойти в этом мире.

И чтобы не быть из числа тех, кто кричал «Распни его!» (Ин 19:12), но вместе со Христом пройти через врата вечной смерти и воскреснуть в новой преображенной природе, Бог дает человеку возможность через пост изменить свое греховное сознание и приблизиться к праведному. Метанойя — так называют греки изменение ума, что на русский язык переводится как покаяние, которое должно стать главной темой Великого поста. 

Обладая такой значимостью для человека, Великий пост имеет особенное должное настроение, которое проявляется и в богослужебной практике. Даже «Господи помилуй» на ектеньях поется особенным постным напевом, а стихиры и прочие песнопения пронизаны темой покаяния: «Изблевавше горький грех, потщимся волею желчь вкусившему угодити Христу, Крестом низложившу злоначальника», на буднях по уставу привычная литургия Иоанна Златоуста заменяется длительной литургией Преждеосвященных даров, где больше читается Псалтирь, чем поются песнопения, а накануне Воскресного богослужения на полиелее поется «Покаяния отверзи мне двери Жизнодавче». И вот этим особенным богослужебным покаянным настроением Церковь призывает всякого человека немного опомниться и уделить это время очищению своей души. Богу это не нужно — Бог самодостаточен, самосовершенен — это нужно в первую очередь человеку, человеческой природе, потому что идя на поводу своих страстей он больше уподобляется зверю, а Бог каждому человеку «хочет спастись и в разум истины прийти» (1Тим 2:4), поэтому благоволит и благословляет все даже самые маленькие шажки на пути к Нему. 

Пост не в еде — пост в первую очередь в сознании человека. Предписывание ограничения на вкушение мясной, рыбной и молочной пищи Церковным уставом является лишь обстоятельством, которое должно послужить лишь первым шагом в пространство поста, где человеку предстоит куда большая работа над самим собой в борьбе со своими грехами и страстями, чтобы, пройдя этот непростой путь, принести Господу свое покаяние, чтобы с чистым сердцем и чаянной радостью встретить Светлое Христово Воскресение. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *