День памяти протоиерея Трофима Орлова

  В минувший воскресный день Благовещенский собор торжественно праздновал один из своих престольных праздников — память Казанской иконы Божией Матери. Но, вместе с этим праздником на эту дату приходится память одного очень значимого и чтимого священника не только в Боровском районе, но и во всей Калужской епархии — протоиерея Трофима Орлова.

  Протоиерей Трофим Орлов после окончания МДА летом 1965 года в сане диакона приезжает в Калугу. Правящим архиереем Калужской епархии в те годы был архиепископ Ермоген Голубев. В день памяти святого блаженного Лаврентия Калужского он рукополагает диакона Трофима в сан священства. Предполагалась назначить его на пастырское служение в г. Боровск, но по каким-то причинам это не произошло. Говорили, что он непонравился то ли старосте, то ли местным властям. (Председатель Боровского райисполкома объяснял, что он не может принять священника и его семью в Боровск, т.к. Боровский район перенаселён, и новые люди будут занимать чьи-то места в транспорте, бане, больнице и т.д.). В связи с этим священник Трофим направляется на служение с. Сухиничи, где он прослужил вторым священником 1,5 года. В 1967г. Он переводится всё же в Боровский район в с.Роща и назначается настоятелем храма в честь Рождества Богородицы. В этом храме он и прослужил до конца жизни с небольшой паузой в 2,5 года, когда его переводили в Благовещенский собор г. Боровска и обратно. 

  60-е годы — это тяжёлые годы для верующих людей. Духовенство постоянно сталкивались с насмешками, унижениями, пристальным вниманием властных и силовых органов. В с.Роща в церковном доме, рядом со входом в храм, проживал бывший священник, ведущий аморальный образ жизни. У семьи свящ.Трофима не было своего жилья и они жили на съёмных квартирах. Сложно было добираться до любимой Троице-Сергиевой Лавры, где прошло становление о. Трофима, где оставались его друзья и одноклассники по МДА. Город Калуга, где в епархиальном управлении правящие архиереи-старцы — архиепископ Ермоген, архиепископ Донат, могли выслушать, поддержать и наставить, была тоже неблизко. Всё это тяготило молодого священника. Но были и утешения. 
    Это, прежде всего Пафнутьев-Боровский монастырь. Конечно он был разорён, в нём находилось несколько организаций, самая крупная — это сельскохозяйственный техникум, со всеми сопутствующими ему сторонами (общежитие, клуб, атеистически настроенный музей и т.д.). Но сам монастырь, его стены и башни, величественный собор, летящая в небо колокольня, монастырские пруды, преображали всё вокруг, напоминали и свидетельствовали о другой жизни. Разрушенные и поруганные святыни приводили к благоговению и трепету. Они были так близки и ценны как что-то родное, отеческое. Ощущалось присутствие преподобного Пафнутий — молитвенника и хозяина этого места. Спустя несколько лет о.Трофим приобрёл дом в с.Роща. Дом был старым и низким, но, главное, рядом с монастырём, всего в 200-300 метрах. С участка открывалась широкая панорама монастырских величественных зданий. 
   В 1990 году правящим архиереем Калужской епархии назначается архиепископ Климент. Это было время подъёма из унижения Русской Православной Церкви. Владыка сразу начал активно оживлять, расширять, возрождать церковную жизнь в Калужской епархии. Прот. Трофим, будучи благочинным Боровского округа, становится одним из помощников правящего архиерея в его новых и смелых деяниях на территории Боровского районна. Это прежде всего открытие Пафнутьев-Боровского монастыря. Живя почти 30 лет под стенами этой обители о.Трофим боялся помыслить о том, что монастырь будет живым, что он будет принадлежать Церкви, что начнутся церковные службы, что в нём поселятся монашествующие. В советское время это всё казалось несбыточным, чудесным. Это и было чудо явленное Господом на нашей земле. О. Трофим это ясно понимал и поэтому послушания и поручения владыки Климента по возрождению монастыря он выполнял старательно, усердно и, главное, с воодушевлением и радостью, с пониманием того, что Господь дарует ему возможность послужить Русской Церкви, родной епархии, людям Божиим, ставшим родным Пафнутьеву монастырю. Труды о.Трофима по возрождению монастыря были совершенно разноплановые. Это и многочисленные встречи с властными и административными структурами, и оформления документов, и подготовка первого храма к освящению, и помощь в устройстве жизни первых насельников, проведение служб. Порой о.Трофим сам участвовал в разгрузке машин, из дома приносил что было необходимо для первых насельников. 
   При освящении первого монастырского храма в честь пророка Божия Илии, святые мощи были вначале помещены в храм Рождества Богородицы в с, Роща, а оттуда крестным ходом перенесены в Пафнутьев монастырь. Так ещё раз утвердилась связь между этим храмом и монастырём. После разорения монастыря в этом храме находили для себя место последние насельники, допевали на приходском клиросе последний монастырские певцы, этот храм сохранил огромное распятие с предстоящими из монастыря, и опять, храм в с.Роща со своим настоятелем прот. Трофимом участвовал в возрождении монастыря, послужил монастырю. 
   По благословению архиепископа Климента на Боровской земле был возобновлён исторический Крестный ход установленный в день памяти преподобного Пафнутий ещё 1828 году. Это Крестный ход начинался от Благовещенского собора в г.Боровске, проходил по улицам города, собирая прихожан из попутных храмов и доходил до монастыря. Длина пути этого Крестного хода составляет примерно 4,5 километра. В советское время о таком торжественном открытом шествии православных христиан через весь город не могло и быть речи. И вот в 1991 году этот Крестный ход было решено возобновить. Его подготовкой и проведением занимался о.Трофим. Это было красивое и трогательное событие. С пением церковных песнопений, с остановками около тех мест где ранее стояли разрушенные храмы, около ещё неоткрытый храмов, собирая по дороге верующих, окропляя город Боровск святой водой, Крестный ход, возглавляемый о.Трофимом явно показывал возвращение нашей земли из атеистического плена, победу веры над неверием. 

  В процессе возвращения зданий монастыря Церкви и работах, начинаемых проводится силами первых насельников, при планировании мероприятий, необходимых провести, отцу Трофиму предлагали заняться либо выселением реставрационной бригады, занимающей ряд помещений, либо организовать  разбор строительных лесов, стоящих в соборе в честь Рождества Богородицы.  Отец Трофим взялся за разбор лесов. Он собрал своих соседей, знакомых, проверенных и добросовестных людей, и все вместе взялись за эту физически-трудоёмкую, где-то опасную работу. Собор очень высокий и просторный, лесов было много, разбирать их пришлось несколько дней. Отец Трофим сам принимал в этом активное участие в качестве рядового работника. И в последний день, при разборе нижнего яруса, после снятия досок и стоек, перед отцом Трофимом открылась настенная фреска, изображающая святого в честь кого от назван — мученика Трофима. Этого святого редко изображают, и какое было удивление и даже восхищение такой встречей со своим святым. Этот случай отец Трофим принял как одобрение мучеником Трофимом  тех трудов, которые он проводил в монастыре, и как подарок от преподобного Пафнутия.
   Примерно за два месяца до своей смерти о.Трофим уже в ослабленном состоянии принимал участие в подготовке и проведении встречи Святейшего Патриарха Алексия в Пафнутьев монастырь. Это явилось историческим событием на Боровской земле. О.Трофим это ясно понимал и, откладывая поездки в больницы, старательно и ответственно выполнял свои обязанности. Во время патриаршей службы о.Трофим произносил проповедь. 
   В 1992 году в Калуге, старанием правящего архиерея архиепископа Калужского и Боровского Климента открылось духовное училище, которое позже преобразовалось в духовную семинарию. О.Трофим был приглашён в это училище для преподавания предмета «История Русской Церкви». О.Трофим усердно выполнял это послушание. Он понимал необходимость духовного учебного заведения в Калужской епархии, видел потребность епархии в образованных пастырях, ценил саму возможность духовного образования. Он любил учащихся, старался всё что знал передать им. Между уроками он много беседовал со студентами, дополнительно занимался с желающими греческим языком. Хотя добираться до Калуги на автобусах и электричке было не просто, дорога в одну сторону занимала 3 часа, о.Трофим совершенно не тяготился этим послушанием, ему было это интересно. Нередко он привозил студентам овощи и фрукты со своего огорода.
   Протоиерей Трофим очень любил и ценил церковные службы, жил ими и в них. Учась в МДА он нёс послушания в хорах и как певец, и как регент (в десятке), и как уставщик. Здесь он проникся красотой и величием богослужения. Необыкновенные по красоте и глубине богослужебные тексты, строй и ритм богослужения, священные действия в богослужении, участие всех находящихся в храме в богослужении, сама храмовая обстановка и общий настрой, всем этим жил о.Трофим. Это составляло его интересы и заботы. У него на столе рядом со Священным Писанием всегда лежали богослужебные книги, и в дни, когда не было службы в храме, он часто вычитывал Вечерню и Утреню в своей комнате, нередко привлекая к этому и свою семью и если кто-то был из гостей. 
  О. Трофим умел ценить и уважать всех людей, которых встречал по жизни. Очень многих знал из духовенства, спешил знакомится, радовался встречам, возможностью где-то с кем-то вместе послужить. Любил большие праздничные совместные богослужения. При общем пение духовенства на службах о.Трофим умел задавать тон и регентовать. В своём пастырском служении он бывал суров и грозен, не терпел разговоров и шума в храме, недобросовестного отношения к богослужению, но если соприкасался с чужими проблемами, болями и невзгодами, то прикладывал все свои силы, что бы помочь другим, как-то облегчить чужие беды. Не жалея своих сил и здоровья, не обращая внимание на не доброе или насмешливое советское отношение к себе, такое случалось, он шёл навстречу чужим проблемам и горям, всех выслушивал, разделял боль других. О. Трофим постоянно жил недалёко от своего храма, и часто люди в те дни, когда храм был закрыт прходили в его дом, и его комната становилась домашней церковью, малым храмом, местом общих молитв и Таинств. Спустя 20-25 лет многие, тогда неверующие или маловерующие, с благодарностью и теплотой вспоминают эту его комнату, а главное отеческое отношение к себе. О. Трофима как священника часто приглашали в разные населённые пункты для совершения Таинств Покаяния, Соборования, Причастия. Хотя у него не было своей машины, он никому не отказывал. (Священники из соседних храмов не жили рядом, а приезжали на службы по воскресениям). Он не редко добирался до различных деревень в любую погоду и на автобусах, и на попутках. В первые годы его служения его возили на требы и на телегах запряжённых лошадью. Такие поездки проходили обычно по лесным дорогам, после которых о.Трофим привозил домой много грибов. 
  О. Трофим с большой любовью и благоговением относился к святым иконам. Храм, где он служил не закрывался, и поэтому сохранил множество икон, многие из которых попадали в этот храм после закрытия и разорения соседних храмов. Но отношение к ним было не должное, хранились они просто стопками в копоти и паутине, почти все были в плачевном состоянии, растрескивались, раскалывались, изображения почерневшие, красочный слой отходил и утрачивался. Много сил и лет было положено о. Трофимом на восстановление храмовых икон. Это было не просто. Вначале нужно было убедить старосту в необходимости проведении работ по восстановлению икон. Потом получить разрешения и согласования в отделе культуре в райисполкоме. Потом найти добросовестных и квалифицированных реставраторов. Эти работы проводились годами, киот за киотом, придел за приделом, иконостас за иконостасом. Бывало что на целые сезоны реставрационной мастерской становился дом о. Трофима, где проживали бригады реставраторов, потеснив семью священника. Иконы укреплялись, склеивались, расчищались, дописывались и возвращались на своё место в храме. Эти работы не всем нравились, часто вызывали ропот у старосты и некоторых прихожан, но о. Трофим планомерно проводил эту работу, понимая её необходимостью и свою ответственность перед храмом и старинными святынями. Ему было больно находится рядом с неухоженными, обветшавшими церковными святынями. Так же было необходимо восстановить закопчённую и облупившуюся настенную живопись. Ещё работы по замене кровли и купола, ремонты стен храма, церковной кирпичной ограды. Храм Рождества Богородицы многолетними трудами о. Трофима отличался чистотой, восстановленными расчищенными древними иконами и окладами, отремонтированными старинными киотами и иконостасами, отреставрированными дореволюционными церковными облачениями и богослужебными книгами.                                                               

   Другим увлечением о.Трофима были церковные православные книги. Причём такие книги в советское время были редкостью, они не печатались, открыто не продавались. О.Трофим собрал огромную библиотеку из христианских книг изданных до революции. Он их выискивал, выменивал, как-то доставал, покупал целые семейные библиотеки, оставшиеся после смерти священников, продаваемые их родственниками. Ветхие книги возил переплётчикам. Заказывал плотникам книжные стеллажи для их хранения. Вёл учёт своим книгам. Многие сам перепечатывал на печатной машинке. Он их не только собирал. Он интересовался разными темами, и церковной историей, и догматикой, и толкованиями Священного Писания, трудами Святых отцов, церковным уставом, древними языками. Со времени обучения в МДА о.Трофим каждый день старался прочитывать главу из Евангелия на греческом языке. Это всё ему было интересно, это занимало его свободное время и его мысли. Он не любил смотреть телевизор и дома строго ограничивал своих домашних в этом. Он не терпел пустых разговоров, особенно разговоров о ком-то, отом где , что, и за сколько можно купить. О.Трофим ощущал ценность времени и ценность слов — этих даров Божиих, и боялся тратить их напрасно. 

Династия священников Орловых-Куликовых хранит и чтит память этого выдающегося человека и ревностного священника. 

Вечная память.. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *