Празднество Богоявления

Днесь Владыка прииде освятити естество водное, — так Святая Церковь воспевает празднество Богоявления на девятой песни канона. Настоящий праздник, как говорит одна из стихир, есть праздник славнейший по сравнению с прошедшим праздником Рождества Христова: Светел убо мимошедший праздник, светлейший же, Спасе, приходящий, — и указывает дальше, почему: Он Ангела имеяше благовестник, и сей Предтечу обрете предуготовителя…Тогда звезда волхом возвести, ныне же Отец миру Тя показа. Если звезда показует вертеп, то здесь Сам Отец показует Своего Сына: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф 3:17). Богоявление — праздник откровения тайн Божиих, и не только тайн Божиих, но и тайн мира. 

Человек не может быть оторван ни от мира видимого, ни от невидимого, ибо он стоит на грани того и другого, ибо он создан от земли, из вещества, из твари видимой и тленной, но в него вложена душа, дух ангельский. Человек совмещает в себе оба мира, соединяясь с одним своим видимым телом и восходя к другому через свой невидимый бессмертный дух. В этом празднике открывается тайна Богоявления, а также и тайна освобождения Христом от греха не только человека, но и всего мира. Христос явился облечь человека в первую одежду — в ту одежду, в которую облечен был первый человек при творении, и о которой говорит Андрей Критский словами: Раздрах ныне одежду мою первую, юже ми истка Зиждитель изначала, и оттуду лежу наг. 

Вода с самых первых дней творения является одухотворяющим, освящающим естеством. Еще не было мира, а Дух Божий носился над водами, как над самым чистым. Господь создал воду для того, чтобы ее положить освящающим, очищающим, оживотворяющим естеством. Водой был потоплен грех при Ное, водою же была попалена жертва, принесенная праведником. Через воду в Ветхом Завете совершалось очищение. И окроплю вас чистою водою, — говорит пророк Иезекииль, открывая тайну духа, — и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам (Иез 36:25-26).

Водное естество освящается для того, чтобы через себя освятить прежде всего человека. Каждый при духовном рождении освящается Иорданским крещением, ибо Иорданским освящением освящается вода для таинства Крещения. Но этого мало. Не только человек очищается водою при рождении, но через то же водное естество освящается и вся природа.

Человек — венец творения, высшая точка его, и все, на что накладывает он свою греховную печать, заражается тем же грехом. Через человека находится во грехе вся природа. Тварь (с нами) совоздыхает и соболезнует даже доныне, — говорит апостол Павел (Рим. 8:22). Поэтому Господь освятил водное естество, чтобы через него освятить и всю природу.

Оттого Богоявление есть праздник не только людей, которые при крещении получают одежду нетления, но и праздник всей природы, ибо и природа да облечется в одежду свою первую, ибо и она живет и заражается от человека. Если каждый, имея сознание, может и должен каяться и, каясь, как верит Святая Церквовь, облекается в одежду нетления, то для природы также должно быть очищение от того греха, и это очищение дается ей через великий праздник Крещения Господня, когда вся тварь через водное естество обновляется.

И в этот святой Праздник не одинок человек, не только одни собравшиеся в храме люди, но вся Церковь видимая и невидимая — и человек, и ангелы, и весь сотворенный мир славят Отца и Сына, и Святаго Духа в Их Божественном явлении на Иордане. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *