Торжество Православия

Торжество Православия совершается в первую Неделю Великого Поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия — иконоборцами.

Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора, закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства.

Эта служба совершается только архипастырями и представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема — провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

Чистая и несомненная вера в исповедуемые Церковью богооткровенные истины является жизненной необходимостью для каждого члена церкви. Быть непоколебимо верными исповедниками святых догматов не менее важно, чем жить благочестивой христианской жизнью. Одно без другого, в сущности, и невозможно! Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, так говорил в одном из своих огласительных поучений: «Догматы без добрых дел не благоугодны Богу; но не приемлет Он и дел, если они не основаны на догматах благочестия».

Догматы – это не просто отвлеченные истины, которые достаточно воспринимать одним лишь умом. Нет, это разумные основы, на которых созидается духовно-религиозная жизнь. «Кто идет против догматов Церкви, – говорит известный догматист, епископ Сильвестр, – тот становится противником всей Церкви, посягающим на ее жизнь и целостность, а в то же время налагающим руки на свою собственную духовную жизнь», т. е. делается своего рода духовным самоубийцей.

На святых Вселенских Соборах собирались епископы многих местных церквей как свидетели единой богопреданной веры. Здесь раскрывались и изъяснялись необходимые подробности православного вероучения. То же, в известной степени, делали и великие отцы и учители Церкви в своих личных бессмертных творениях. И долг тех, кто хочет быть подлинно православным, самым внимательным образом и с величайшим уважением относиться к священному церковному и святоотеческому преданию, помня, что его носителями были не просто образованные и ученые люди, но люди высокой нравственной чистоты, обладавшие ценнейшим духовным опытом, прославленные Богом за их верность истине и благочестивую жизнь.

Православие не есть предмет гордости или превозношения над другими людьми. Оно есть дар незаслуженной великой милости Божией. И всегда должно помнить, что твердую и непостыдную надежду на спасение человек умеет лишь при том условии, если незыблемо и благоговейно хранит истинную православную веру. «Вера наша, – писали в одном из своих посланий восточные патриархи, – не от человека и не чрез человека, но чрез откровение Иисуса Христа, которое проповедывали божественные апостолы, утвердили святые Вселенские Соборы, передали по преемству великие мудрые учители вселенной и запечатлели своей кровью святые мученики… И мы передадим ее в грядущие поколения совершнено такой же, какой сами приняли, без всякого изменения, дабы и они подобно нам непостыдно и без упрека могли говорить о вере своих предков».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *