День Святого Духа

Афонский монах преподобный Силуан написал в своем дневнике: «Верьте, братья, что, если кому случится умирать при духовнике, скажет умирающий духовнику: Отче Святый, благослови меня видеть Господа в Царстве Небесном. И скажет духовник: “иди, чадо, и зри Господа”, то будет ему по благоволению духовника, потому что Дух Святой и на небе и на земле Тот же». Именно Святым Духом благословляет священник и действительно этот Дух – один и тот же на земле и небе. Об этом и говорил Господь Своим ученикам: «Примите Духа Святого, имже отпустите грехи, отпутятся им, и им же держате держатся». (Ин20:22-23). Об этой связи земного и небесного Господь говорит еще и так: «Что будет связано на земле, будет связано и на небесах, и то, что будет разрешено на земле, будет разрешено и на небесах» (Мф 16:19). Так после Воплощения Сына Божьего и схождения Духа Святого близко к человеку небо, близок к человеку Господь. И о человеческой причастности Божественной благодати апостол пишет: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». В первые три века по Рождестве Христовом, в эпоху гонений на Церковь, в Римской Империи греческое слово «Кириос» – Господь – относилось к обожествляемому еще при жизни императору, а христиане, зная, что «идол в мире ничто» (1Кор 8:4), тем не менее не могли назвать человека словом, которым именовали они своего Воплотившегося Бога, ведь имя «Господь» в греческом переводе Писания заменяло Священное имя Бога, открытое еще Моисею – Сущий. И значит, это благодать Святого Духа давала человеку дар веры – признать Иисуса Господом, то есть Сущим Богом, и это благодать Святого Духа давала человеку силу исповедовать свою веру в Господа Иисуса вопреки страху смерти, которая следовала за отказ от божественного почитания императора. И значит, все, кто исповедует Иисуса Господом, тоже непостижимо причастны Святому Духу. Несмотря на свою духовную немощь и греховность, человек не чужой для Бога. Преподобный Максим Исповедник написал такие удивительные слова: «Святой Дух пребывает вообще во всех, поскольку всех содержит, о всех промышляет и во всех возбуждает естественные семена добра, во всех, живущих по Христу, Он пребывает еще как и Усыновитель, а как Производитель Премудрости только в обладающих духовным разумением и сделавших себя, благодаря Божественной жизни, достойными Его обожествляющего обитания». Именно Дух Святой Господь Животворящий, Который есть для христиан Дух усыновления, прославляется на следующий по Пятидесятнице день. Литургийное чтение этого дня приводит слова Христа Спасителя, сказанные Им о Церкви.

Господь Иисус Христос открывается человеку в Духе Святом, и в Духе Святом Господь действует, поэтому Церковь есть «Тело Его и полнота Наполняющего все во всем» (Еф 1:23) – полнота Духа Святого. Святым Духом совершаются Таинства Церкви, и Святым Духом созидается Церковь как Тело Христово. И о тайне Церкви о Своем в Ней пребывании Господь говорит так: «Где двое или трое собраны ради имени Моего, там Я посреди их». Так непостижимо может быть близок к человеку Господь, если люди объединены любовью и верою к Нему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *