28 июля. День памяти святого равноапостольного князя Владимира

«Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф. 13: 45-46 .)

В тропаре, великому равноапостольному князю Владимиру, Церковь Христова воспевает такие слова: «Уподобился еси купцу, ищущему доброго бисера, славнодержавный Владимире» Каким же образом он уподобился купцу, ищущему драгоценных жемчужин? Как говорит святитель Лука Крымский, князь Владимир, среди всех вер искал самую святую, самую чистую, самую правую, и он нашел ее в Православной вере. Найдя этот бесценный бисер, он крестился сам и крестил весь русский народ. И как огромно значение этого события! Князь Владимир крестил весь народ – уподобился равноапостольному императору Константину. Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход русской истории…

Владимир Святославович был успешным правителем. Он был мудрым, сильным, жестоким, как и полагалось языческому князю. Он был жесток даже с самыми близкими — в борьбе за власть убил брата, не щадил родственников. Благодаря своему полководческому таланту и жестокости он сумел объединить разрозненные славянские племена и воссесть в Киеве как великий правитель всея Руси. И мировоззренческую основу своих поступков князь Владимир видел в языческих культах, которых тогда придерживался наш народ. Вот почему Владимир создает в Киеве капище всем национальным лжебогам, целый пантеон идолов, и, казалось бы, уже ничто не сможет изменить его взгляды.

В похвальном слове князю Владимиру древний автор вопрошает: «Как твое сердце отверзлось, как вошел в тебя страх Божий, как проникся ты любовью к Нему?». Современники недоумевали — уж очень не соответствовала христианским принципам та жизнь, которую вел Владимир, известный не только своей жестокостью, но и распущенностью, нечистоплотностью в отношениях с людьми, — летописцы не стесняясь рассказывают о многочисленных пороках великого князя. Что же послужило причиной этого мировоззренческого переворота? Одни исследователи говорят о влиянии бабки, княгини Ольги, которая крестилась в Константинополе. Другие — о необходимости для Владимира войти в более тесное общение с соседними христианскими странами, в первую очередь с Византией. Но уж очень непонятным с точки зрения житейского и политического прагматизма является все то, что произошло с князем Владимиром. Он принимает крещение от посланцев Церкви Константинопольской в Корсуни, в древнем Херсонесе, нынешнем Севастополе. Князь опускается в купель одним человеком, а выходит из нее совершенно другим.

Ничто бы не изменило духовной жизни сурового язычника, если бы он сам не пошел навстречу Христу. Ведь после Крещения, князь Владимир не остался прежним князем. В его жизни действительно произошло перерождение, переплавка из ветхого человека в обновленного. Из сурового, жестокого, сластолюбивого язычника, он стал благочестивым и милосердным христианином. Он повелел всем нищим приходить к нему на княжеский двор и получать там пищу, одежду, деньги и т.д. При князе Владимире сформированного государства еще не было, было племенное объединение, не регулярное государство, т.е., не нравится – уходите! Вокруг соседи славяно-язычные, Литва, наполовину заселенная русскими (до 14 века языческая), Венгрия, где также позднее приняли христианство. Но народ не покинул Русь. Напротив, народ полюбил своего князя и прозвал его «Красным Солнышком» и, как к солнцу, тянулся к нему и вместе с ним шел ко Христу.

Так, Бог судил просветить христианством землю русскую князю Владимиру — внуку святой княгини Ольги. Промыслом Божиим, направленным на спасение всех людей, свет Евангельского учения воссиял и над всей страной. И на русской земле, в каждом ее уголочке, явилось великое множество святых угодников Божиих, как нерушимых столпов, на молитвах которых, милостью Божией, держится Святая Русь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *